Опубликовано 22.04.2021, 13:09
Коммерческая концессия, или, если использовать общеупотребимый термин, франшиза, не является самостоятельным типом бизнеса. Франчайзинг — это инструмент развития действующего бизнеса. Ключевое слово здесь — «действующего». Невозможно создать и развивать франшизу с нулевого уровня. В этом смысле, когда мы говорим о «стратегии франчайзинга», то имеем в виду органический элемент развития уже действующего предприятия.
Стратегия всегда уникальна. Она учитывает стадию развития компании, ее долю на рынке, конкурентную среду, внутренние ресурсы и планы по развитию. Например, для выхода на глобальные рынки:
— «взрослая» компания, имеющая устоявшийся бренд, хорошую репутацию и долю на локальном рынке более 50%, будет тиражировать бренд, репутацию и проверенные бизнес-процессы;
— «молодая» компания, неизвестная даже на локальном рынке, но обладающая уникальной запатентованной технологией, которую можно быстро распространить и легко контролировать, будет продавать свои технологии и ноу-хау.
Для первой компании зоной риска будут репутационные потери, для второй — утечка технологий. Первая компания будет более избирательно подходить к поиску франчайзи-партнеров, а вторая — к защите конфиденциальной информации.
Франчайзинговых стратегий может быть множество, но всех их объединяет соблюдение ряда общих требований.