РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Павел Лебедев

Премиальные опции: что не так с управленческим учетом в России

Финансы и бухгалтерия Исследования РАНХиГС
Управленческий учет — важный инструмент оргструктуры компании. Однако то, что обязательно при его организации на Западе, в России пока лишь премиальная опция. Поэтому роль финансистов в российских компаниях часто сводится к роли «учетчиков гороха»

На протяжении десяти лет я проводил в Школе бизнеса IEDC в городе Блед (IEDC Bled School of Management) масштабное исследование проблем управленческого учета в компаниях. За это время понимание управленческого учета, его целей и возможностей существенно трансформировалось.

Раньше управленческий учет рассматривался как система подготовки аналитической информации для принятия управленческих решений. Сегодня же лучшие практики исходят из расширительной трактовки: управленческий учет — это профессиональная деятельность в области экспертной поддержки заинтересованных сторон в процессе создания ценности. К заинтересованным сторонам относятся не только менеджеры, но и другие стейкхолдеры, а создание ценности включает в себя как финансовые аспекты (акционерная стоимость), так и нефинансовые (учет целей и интересов партнеров, поставщиков, покупателей и т.п.). Кроме того, лучшие практики ориентированы на устойчивое развитие.

Обобщение лучших практик и концепции управленческого учета содержится в документе «Международные принципы управленческого учета» (The Global Management Accounting Principles), утвержденном двумя авторитетными профессиональными ассоциациями AICPA и CIMA. Согласно этим принципам управленческий учет должен:

  • обеспечивать заинтересованных пользователей релевантной для них финансовой и нефинансовой информацией;
  • на основе предоставляемой информации стимулировать коммуникационный процесс. Это значит, что управленческий учет можно рассматривать как процесс общения внутри компании, а не пассивного принятия информации к сведению;
  • совместно с коммуникационным процессом вносить вклад в создание ценности;
  • обеспечивать защиту интересов и построение доверительных отношений в расширенном кругу стейкхолдеров.

Что не так с управленческим учетом в российских компаниях