Премиальные опции: что не так с управленческим учетом в России
На протяжении десяти лет я проводил в Школе бизнеса IEDC в городе Блед (IEDC Bled School of Management) масштабное исследование проблем управленческого учета в компаниях. За это время понимание управленческого учета, его целей и возможностей существенно трансформировалось.
Раньше управленческий учет рассматривался как система подготовки аналитической информации для принятия управленческих решений. Сегодня же лучшие практики исходят из расширительной трактовки: управленческий учет — это профессиональная деятельность в области экспертной поддержки заинтересованных сторон в процессе создания ценности. К заинтересованным сторонам относятся не только менеджеры, но и другие стейкхолдеры, а создание ценности включает в себя как финансовые аспекты (акционерная стоимость), так и нефинансовые (учет целей и интересов партнеров, поставщиков, покупателей и т.п.). Кроме того, лучшие практики ориентированы на устойчивое развитие.
Обобщение лучших практик и концепции управленческого учета содержится в документе «Международные принципы управленческого учета» (The Global Management Accounting Principles), утвержденном двумя авторитетными профессиональными ассоциациями AICPA и CIMA. Согласно этим принципам управленческий учет должен:
- обеспечивать заинтересованных пользователей релевантной для них финансовой и нефинансовой информацией;
- на основе предоставляемой информации стимулировать коммуникационный процесс. Это значит, что управленческий учет можно рассматривать как процесс общения внутри компании, а не пассивного принятия информации к сведению;
- совместно с коммуникационным процессом вносить вклад в создание ценности;
- обеспечивать защиту интересов и построение доверительных отношений в расширенном кругу стейкхолдеров.