Скованные одной цепью: как правильно развивать экосистемные продукты
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/50/756190917075505.jpg)
Термин «экосистема» в адрес российского бизнеса начали употреблять относительно недавно, и чаще всего применительно к таким корпорациям, как «Яндекс», «Сбер» или Mail.ru Group.
Эти компании объединяют под своим брендом множество разнонаправленных сервисов, охватывающих огромное количество потребностей их клиентов. Так, «Сбер» на своей осенней презентации объявил о запуске целого ряда новых направлений, в том числе образовательной платформы, курьерской службы и маркетплейса. Так что клиенты банка могут получать через его сервисы разнообразные услуги — от заказа продуктов на дом и выбора фильма до записи к врачу и регистрации бизнеса.
Однако экосистема — это необязательно столь масштабные и разнонаправленные структуры. Свои локальные экосистемы создают и многие нишевые игроки.