РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Чужой на вашей территории: важные нюансы офисной субаренды

Недвижимость Офисы HR Менеджмент Инструкции UNK corporate interiors
Отказ от части площадей в пользу субаренды может принести бизнесу дополнительный доход. Как грамотно разделить помещение и обезопасить свою компанию, — рассказал Николай Миловидов, управляющий партнер UNK Corporate Interiors
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Субаренда — один из основных трендов офисного рынка в 2021 году. Западная мода на гибкие офисы, начавшись несколько лет назад, усугубилась всеобщей удаленкой в первой половине 2020-го. В итоге многие компании значительно сократили потребность в площадях, выводя освободившиеся на рынок в поисках субарендаторов.

Так, в прошлом году, согласно данным Knight Frank, совокупный объем сделок на офисном рынке Москвы составил 277,5 тыс. кв. м, что на 61% меньше, чем в 2019-м. Эксперты объяснили это в том числе тем, что некоторые крупные арендаторы вывели «лишние» площади на рынок субаренды, что также повлияло на спрос. В совокупности, по данным компании, это 150–200 тыс. кв. м. Например, от «излишних» площадей в БЦ «Белая площадь» решила освободиться компания Deloitte, а в «Башне на набережной» — KPMG.

Но предпосылки к сегодняшней ситуации появились не только из-за пандемии: они создавались в течение нескольких последних лет. Например, в 2016–2017 годах мы проводили реновацию московской штаб-квартиры Microsoft. Уже в то время компания ушла от системы закрепленных за сотрудниками рабочих мест. К штаб-квартире были привязаны около 800 сотрудников, но при этом к моменту реновации у них в офисе было создано только 600 рабочих мест и 37 переговорных. После реновации при той же численности сотрудников количество столов уменьшилось до 400, а число переговорных для коллективной работы и закрытых кабин для индивидуальной выросло больше чем на сотню.

Осенью прошлого года тенденцию переосмысления офисов продемонстрировала компания Space 1, объявив, что займется управлением 4,8 тыс. кв. м площадей в московском бизнес-центре «Аврора бизнес-парк». Предполагается, что реализация свободных площадей будет осуществляться по схеме Revenue Sharing («доля в выручке») и сдаваться в субаренду они будут под брендом сервисных офисов Space 1. Компании, соответственно, будут освобождены от самостоятельного поиска арендаторов на освободившиеся площади.

Кроме того, многие крупные компании стали отказываться от постоянных рабочих мест, вводить бронирование мест в офисе, внедрять концепции корпоративного коворкинга. Все это привело к оптимизации корпоративных пространств и, как следствие, к решению о сдаче помещений в субаренду.