Материал раздела Основной

Почему в России недооценивают стоимость бренда

Российские бизнесмены редко уделяют внимание нематериальным активам. Поэтому они часто судятся из-за неверно зарегистрированных товарных знаков и продают свои компании в разы дешевле, чем могли бы. Анатолий Ким (Coruna Branding) — о том, как это исправить
Фото: Leon Neal / Getty Images
Фото: Leon Neal / Getty Images

В российской бизнес-среде бытует мнение, что материальные активы (здания, оборудование, оборотные средства) весомее, чем нематериальные (объекты интеллектуальной собственности, в том числе бренды). Однако это миф: если компания умело управляет последними, то может значительно увеличить свою состоятельность — способность отвечать по финансовым обязательствам. Яркий пример — Apple, самый дорогой бренд в мире. По данным исследования Brand Finance Global 500 за 2021 год, его стоимость составляет $263,4 млрд.

О том, насколько сильно бренд влияет на бизнес, можно судить по формуле баланса компании:

Нематериальные активы + Материальные активы = Капитал + Обязательства

Левая часть показывает имущество организации. Его источник — собственные (капитал) и заемные средства (обязательства) в определенной пропорции. Если доля капитала в имуществе меньше обязательств, то компания несостоятельна. Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо на 100% использовать потенциал нематериальных активов, так как это влияет на увеличение стоимости имущества при одновременном росте доли капитала.

Российские организации этого не делают, о чем свидетельствует два показателя: