Материал раздела Основной

Пять советов для эффективного управления строительными проектами

Тендеры на выбор генподрядчика часто проводят коммерсанты, поэтому цена становится ключевым фактором. Кирилл Поляков (Incepta Group) — о том, как оценить риск срывов контрактов и выбрать компетентного партнера по неценовым критериям
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

В идеальном мире проекты, которыми вы руководите, выполняются в соответствии с планом. Но любой профессионал скажет, что в реальности так происходит отнюдь не всегда. Поэтому важна эффективная система реализации проектов и управления рисками как на стороне заказчика, так и подрядчика. Кратко это можно сформулировать в двух базовых тезисах:

  1. Необходима единая проектная команда, состоящая из заказчика и генерального подрядчика. У каждого из них достаточно компетенций и полномочий для выполнения поставленных задач. И если у одного не хватает умений, их должен компенсировать другой.
  2. Нужен баланс между компетенциями/опытом/полномочиями проектной команды и плановыми ценами на работы и услуги подрядчиков и поставщиков.

Эти тезисы раскладываются в формуле успешного строительного проекта на мелкие слагаемые.

Действительно грамотно выбрать подрядчика

Зачастую проблемы строительного проекта начинаются с неверного выбора исполнителя. Если у последнего недостаточно компетенций и не хватает квалификации, а его взгляды на реализацию проекта и поставленные задачи не совпадают со взглядами заказчика, будет очень сложно завершить проект успешно. Кроме того, заказчики порой недостаточно глубоко изучают рынок, не понимают средних цен для определенных условий работы и вообще хотят построить быстро и дешево, что априори невозможно. В McKinsey выяснили: до 80% крупных строительных проектов выполняется с превышением сметы.

В качестве примера: крупный заказчик реализует программу по возведению нескольких объектов общей стоимостью более 100 млрд руб. Для строительства одного из них выбран генеральный подрядчик, у которого ранее не было опыта реализации столь значимых проектов. Компания вышла на тендер, имея за спиной проекты в десятки раз меньше текущего и только один из них был выполнен с тем же заказчиком, причем с не лучшими итогами: срок сдачи серьезно сдвинулся.