Единственные и неповторимые
По мнению Нилофер Мерчант, умение генерировать новые идеи вовсе не является какой-то редкой способностью. Более того, ей обладает каждый благодаря тому, что Мерчант называет единственностью (англ. onlyness). «Каждый из нас смотрит на мир с определенной точки, на которой может стоять только один человек, — объясняет она. — И то, что мы видим, определяется нашей историей, нашим опытом, нашим видением, нашими надеждами».
Чтобы концепция была понятнее, Мерчант предлагает еще одно сравнение: представьте, что вы цветной фонарик, и такого цвета, как у вас, нет больше ни у кого. Когда вы заходите в комнату, наполненную другими «фонариками», вы привносите новые краски. Мерчант предлагает подумать, что именно отличает вас от коллег и чем именно ваш уникальный опыт может пригодиться команде. Помочь в этом может небольшое упражнение. Спросите у нескольких человек (друзей, родных, знакомых, коллег, с которыми вы близко общаетесь), как меняется атмосфера, когда вы заходите в комнату. Единственность, умение извлекать пользу из собственного опыта и сильных качеств — это бесконечный источник идей.
Но есть большая проблема — большинство идей остаются неуслышанными. По статистике, почти 70% инициатив «теряются» в ходе обсуждения. Чаще всего сотрудники не отдают себе в этом отчета, но прислушиваются они в первую очередь к тем, кто обладает более высоким статусом — к старшим по должности и более опытным коллегам. «Те, кого больше ценят, получают возможность внести более значимый вклад в работу компании, что приводит к росту результативности этих сотрудников, помогает им повысить свой авторитет и… повышает их статус», — говорит Мерчант. Она предлагает шесть техник, которые позволят разорвать этот порочный круг: