РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Ричард Флорида — РБК Pro: «Никакой смерти Кремниевой долины не будет»

Менеджмент Статьи РБК
Автор термина «креативный класс», самый известный современный урбанист мира объясняет, как креаклы сделали мировые столицы невыносимыми для жизни
Ричард Флорида
Ричард Флорида (Фото: creativeclass.com)

Кто такой Ричард Флорида

Профессор Университета Торонто, заслуженный научный сотрудник Школы профессиональных исследований Нью-Йоркского университета. Широко известен благодаря изобретению и популяризации термина «креативный класс»: впервые использовал его в вышедшей в 2002 году книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Согласно концепции Флориды, города с высокой концентрацией инженеров, программистов, художников, музыкантов, а также представителей высокой богемы — богатых и праздных людей — демонстрируют более высокие темпы экономического роста. Креативный класс способствует формированию открытой, динамичной и профессиональной городской среды, а эта среда привлекает бизнес и капитал. Социолог утверждал, что для своего процветания города должны в первую очередь заботиться о привлечении высококвалифицированных талантов, а не вкладывать средства в строительство стадионов, храмов и торговых центров. Флориду часто называют самым известным урбанистом современности, считая, что он во многом определил нынешний облик мегаполисов: «человеческий климат», который он призывал создавать в городах, включал в себя развитие общественных пространств с велосипедными дорожками, кафе и коворкингами. Ученый регулярно публикует статьи в таких изданиях, как Guardian, Atlantic, Business Insider и Bloomberg.

— Вы автор термина «креативный класс». Изменилось ли что-нибудь в вашей оценке роли этой социальной группы почти за 20 лет, прошедших с момента публикации вашей знаменитой книги?

— Креативный класс по-прежнему остается ключевым экономическим фактором для жизни городов по всему миру. Слой талантливых людей — мощный двигатель инноваций, который обеспечивает конкурентоспособность и долгосрочное процветание. Но, как я отмечал в своей книге «Новый кризис городов», внедрение инноваций и рост конкурентоспособности в итоге вызвали сложную ситуацию. Те самые силы, которые помогают главным мегаполисам мира развиваться, породили их проклятые проблемы: джентрификацию (благоустройство пришедших в упадок городских кварталов, приводящее к замене их жителей на более состоятельных. — РБК), высокие цены на недвижимость, сегрегацию и неравенство жителей.