РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Ричард Флорида — РБК Pro: «Никакой смерти Кремниевой долины не будет»

Автор термина «креативный класс», самый известный современный урбанист мира объясняет, как креаклы сделали мировые столицы невыносимыми для жизни
Ричард Флорида
Ричард Флорида (Фото: creativeclass.com)

Кто такой Ричард Флорида

Профессор Университета Торонто, заслуженный научный сотрудник Школы профессиональных исследований Нью-Йоркского университета. Широко известен благодаря изобретению и популяризации термина «креативный класс»: впервые использовал его в вышедшей в 2002 году книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Согласно концепции Флориды, города с высокой концентрацией инженеров, программистов, художников, музыкантов, а также представителей высокой богемы — богатых и праздных людей — демонстрируют более высокие темпы экономического роста. Креативный класс способствует формированию открытой, динамичной и профессиональной городской среды, а эта среда привлекает бизнес и капитал. Социолог утверждал, что для своего процветания города должны в первую очередь заботиться о привлечении высококвалифицированных талантов, а не вкладывать средства в строительство стадионов, храмов и торговых центров. Флориду часто называют самым известным урбанистом современности, считая, что он во многом определил нынешний облик мегаполисов: «человеческий климат», который он призывал создавать в городах, включал в себя развитие общественных пространств с велосипедными дорожками, кафе и коворкингами. Ученый регулярно публикует статьи в таких изданиях, как Guardian, Atlantic, Business Insider и Bloomberg.

— Вы автор термина «креативный класс». Изменилось ли что-нибудь в вашей оценке роли этой социальной группы почти за 20 лет, прошедших с момента публикации вашей знаменитой книги?

— Креативный класс по-прежнему остается ключевым экономическим фактором для жизни городов по всему миру. Слой талантливых людей — мощный двигатель инноваций, который обеспечивает конкурентоспособность и долгосрочное процветание. Но, как я отмечал в своей книге «Новый кризис городов», внедрение инноваций и рост конкурентоспособности в итоге вызвали сложную ситуацию. Те самые силы, которые помогают главным мегаполисам мира развиваться, породили их проклятые проблемы: джентрификацию (благоустройство пришедших в упадок городских кварталов, приводящее к замене их жителей на более состоятельных. — РБК), высокие цены на недвижимость, сегрегацию и неравенство жителей.