РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Ольга Линде, Елена Филатова и Елизавета Селявина

Лувр онлайн: как музеи выживают в мире без туристов

Менеджмент Инструкции Bain & Company
Пандемия COVID-19 фактически перечеркнула культурную жизнь. Труднее всего пришлось музеям — большинство из них напрямую зависят от туристического потока. Как музеи учатся зарабатывать на онлайн-проектах, рассказывают эксперты Bain & Company
Фото: /Ivan Alvarado / Reuters
Фото: /Ivan Alvarado / Reuters

С марта 2020 года многие музеи были закрыты — пострадали не только местные заведения в маленьких городках, но и самые крупные. В середине года Международный совет музеев (ICOM) опросил почти 1,6 тыс. сотрудников из 107 стран. Треть респондентов сообщили, что у них прошли сокращения штата, а более одной десятой музеев могут закрыться навсегда. Так, убытки Лувра превысили €90 млн, а Метрополитен-музей в Нью-Йорке собирается продать некоторые произведения искусства, поскольку для ухода за коллекциями не хватает $150 млн (€126 млн). В России, по словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, музеи федерального подчинения недополучили до 80% внебюджетных доходов. Все это серьезно отразится на дальнейшем развитии индустрии. Для музеев есть два способа выживания — получить поддержку государства и оперативно перевести свои продукты в цифровой формат.

Финансовая помощь

Музеям предстоит оперативно пересматривать бюджет на 2021 год и искать ресурсы для покрытия расходов. Во-первых, вести переговоры со спонсорами и меценатами, разрабатывать уникальные целевые предложения для сотрудничества. Во-вторых, запускать онлайн-акции финансовой поддержки среди частных лиц. Впрочем, многие спонсоры сами пострадали от пандемии, поэтому в нынешней ситуации основной источник помощи — профильные госорганы.

Правительства многих стран уже приняли меры внеплановой бюджетной поддержки музейного сектора.