Материал раздела Основной
Впервые компании начинают задумываться о программе оптимизации затрат в моменты экономического кризиса или завершения цикла роста. Отсутствие роста доходов заставляет сокращать затраты для поддержания прибыльности бизнеса. На этом этапе речь идет об эффективности — о том, как делать тот же объем работы меньшими ресурсами.
Компания стремится получить быстрый (в пределах от нескольких месяцев до 1 года) экономический эффект, реализуя большие инициативы, продвигаемые руководством сверху вниз. Часто процесс оптимизации начинается с сокращения численности персонала. Основными инструментами здесь выступают:
Успех измеряется суммой оптимизации затрат, улучшением EBITDA и, возможно, изменением производительности труда (но на этой фазе компания работает со знаменателем — численностью сотрудников).
Такая программа сокращения затрат может носить лишь разовый характер. Например, в моей практике была металлургическая компания, которая приостановила программу оптимизации в момент, когда рыночные цены на медь пошли вверх. Однако во многих случаях начатая в период кризиса программа оптимизации получает дальнейшее развитие.