РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Чем «плохие» затраты отличаются от «хороших»

Менеджмент Инструкции Alvarez & Marsal
Компании начинают экономить из-за внешних причин или при завершении цикла внутреннего роста. Но как только баланс доходов-расходов восстановлен, все забывают про оптимизацию. Елена Устюгова (Alvarez & Marsal) — о том, как постоянно контролировать траты

Фаза № 1. Быстрые результаты — в поисках эффективности

Впервые компании начинают задумываться о программе оптимизации затрат в моменты экономического кризиса или завершения цикла роста. Отсутствие роста доходов заставляет сокращать затраты для поддержания прибыльности бизнеса. На этом этапе речь идет об эффективности — о том, как делать тот же объем работы меньшими ресурсами.

Компания стремится получить быстрый (в пределах от нескольких месяцев до 1 года) экономический эффект, реализуя большие инициативы, продвигаемые руководством сверху вниз. Часто процесс оптимизации начинается с сокращения численности персонала. Основными инструментами здесь выступают:

  • нормирование операций,
  • оптимизация организационной структуры,
  • передача ряда процессов на аутсорсинг (например, транспорт, контактный центр, ИТ-поддержка — процессы могут варьироваться),
  • релокация персонала в более дешевые регионы,
  • сокращение затрат на услуги подрядных организаций и товарно-материальные ценности (ТМЦ).

Успех измеряется суммой оптимизации затрат, улучшением EBITDA и, возможно, изменением производительности труда (но на этой фазе компания работает со знаменателем — численностью сотрудников).

Такая программа сокращения затрат может носить лишь разовый характер. Например, в моей практике была металлургическая компания, которая приостановила программу оптимизации в момент, когда рыночные цены на медь пошли вверх. Однако во многих случаях начатая в период кризиса программа оптимизации получает дальнейшее развитие.