Как перейти на налоговый мониторинг — шесть шагов

Финансы и бухгалтерия Инструкции PwC
Требования для перехода на налоговый мониторинг снизились. Присоединиться к режиму смогут компании с общей суммой уплачиваемых налогов не менее 100 млн руб. за предыдущий год, оборотом, активами — не менее 1 млрд руб. Эксперты PwC — о том, как это сделать

Налоговый мониторинг — это относительно новая форма налогового контроля. Компания, которая соглашается на такой формат взаимодействия, по сути, предоставляет налоговым органам онлайн-доступ к своим информационным системам для анализа показателей налогового учета. Взамен для компании-участника налогового мониторинга существенно сокращается период, открытый для налоговой проверки. Помимо этого преимущества, налогоплательщик получает право на мотивированное мнение налогового органа по совершенным или планируемым сложным сделкам. В результате компания минимизирует свои налоговые риски и сокращает издержки на сопровождение налоговых проверок.

Представители бизнеса хотят оценить все преимущества от участия в налоговом мониторинге. Многие задаются вопросом, стоит ли переходить на него сейчас или же следует подождать окончательного формирования режима.

Если компания проходит по упомянутым выше суммовым критериям, предъявляемым ФНС России к потенциальным участникам, то ей стоит оценить объем работ, которые могут потребоваться при подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Это потребует детального анализа внутренних процессов. Для участия в режиме налогового мониторинга компания должна иметь определенный уровень автоматизации процессов налогового учета и подготовки налоговой отчетности, достаточно развитую систему внутреннего контроля в области налогообложения, а также стабильную ИТ-инфраструктуру.

Какие шаги надо предпринять для вступления в режим налогового мониторинга?

1. Оценка своей готовности к переходу

Оцените готовность к переходу по трем основным направлениям:

— Ведение бухгалтерского и налогового учета. Проанализируйте полноту раскрытия налоговых показателей, а также возможность детализации строк налоговых деклараций до уровня первичных учетных документов — так называемый drill down.