РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Какие книги по саморазвитию популярны в России — 6 трендов

Менеджмент Статьи Bookwings
В пандемию усилился спрос на личностный рост. Занятые люди все чаще предпочитают нон-фикшен художественной прозе. Лана Басаргина и Муслим Чеченов (продюсерское агентство и издательство Bookwings) рассказывают о трендах бизнес-литературы и дают список книг
Фото: All kind of people / Shutterstock
Фото: All kind of people / Shutterstock

В России растет интерес читателей к жанру нон-фикшен. Согласно данным исследования Ozon, из 100 проданных в 2020 году книг в крупных торговых сетях 64 приходятся на бизнес-тематику, а вот продажи художественной литературы упали с 35 до 21%. О чем это говорит? Люди уже в меньшей степени ищут в книгах развлечение и в гораздо большей — практическую пользу: рекомендации от матерых предпринимателей, лайфхаки, истории успеха, ответы на волнующие вопросы. Что особенно востребовано у занятых читателей?

1. Женские истории успеха

Успешные женщины, которые построили бизнес с нуля или возглавили крупные предприятия, подвинув конкурентов-мужчин, перестали быть диковинкой. На ум сразу приходит основательница WildBerries Татьяна Бакальчук, которая в 2020 году попала в список Forbes. Внимание к подобным историям повышается. Читатели стремятся развивать в себе гибкие навыки — креативность, умение общаться и выстраивать связи, эмоциональный интеллект, самодисциплину, тайм-менеджмент. Традиционно в этом преуспевают именно женщины, поэтому их опыт, изложенный в литературе, встречает интерес.

Нельзя сказать, что топовые книги сплошь от бизнес-вумен. Сейчас востребованы истории о женщинах в принципе, которые описывают самые разные аспекты:

  • тернистый путь к славе;
  • профессиональное становление;
  • психологию выбора в сложных ситуациях;
  • проблемы в рабочих и личных отношениях.

Расчет издателей на то, что в каждой книге есть инсайт, который кому-то пригодится, в основном оправдывается. Так, в США выходит до десяти бестселлеров за 90 дней. К примеру, книга Грейс Бонни In the Company of Women: Inspiration and Advice from over 100 Makers, Artists, and Entrepreneurs, изданная в 2016 году, до сих пор имеет высокий рейтинг. В ней более 100 влиятельных женщин рассказывают, как преодолевали невзгоды и предубеждения общества и в результате спровоцировали глобальное движение в предпринимательстве. Здесь «продается» мечта, которая может стать явью, и неважно, кто ты — художник, ресторатор, татуировщик, медиатитан или домохозяйка.