Как магазины дьюти-фри выживают в мире без путешествий

Менеджмент Статьи The Economist
На протяжении десятилетий основным источником дохода магазинов дьюти-фри были иностранные туристы. Однако пандемия заставила ретейлеров отказаться от привычных подходов. В роли главного трендсеттера выступили магазины китайского Хайнаня
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Фото: Qilai Shen / Bloomberg

Хайнань, тропический остров в 450 км к юго-западу от Гонконга, всегда считался бюджетным курортом. Туда в основном приезжали китайские туристы, которые не могли позволить себе отдых на Гавайях. Однако в последние годы регион стал центром притяжения и для более состоятельных путешественников. Хайнаньские торговые центры на первый взгляд мало чем отличаются от от бутиков на Пятой авеню в Нью-Йорке или на парижской авеню Монтень: здесь тоже можно найти вечернее платье от Gucci или прикупить пару побрякушек от Tiffany. Вся разница — в чеке. Около десяти лет назад в Хайнане была создана зона беспошлинной торговли, и покупатели могут сэкономить в местных магазинах до 30%.

Шопинг в магазинах дьюти-фри ассоциируется прежде всего с переполненными терминалами аэропортов. Сейчас они переживают непростые времена, так как из-за пандемии миллионы людей лишились возможности путешествовать за рубеж. По данным консалтинговой компании Generation Research, в 2019 году объем продаж в дьюти-фри достиг $86 млрд, но за прошлый год упал более чем на 60%. Мауро Анастаси из Bain ожидает, что сегмент беспошлинной торговли вернется к прежним показателям только во второй половине 2020-х. Пассажиры межконтинентальных рейсов и командированные сотрудники — основная аудитория этих магазинов — еще не скоро вернутся в аэропорты. А китайские туристы, которые всегда оставляли в дьюти-фри внушительные суммы, избегают поездок в страны с нестабильной эпидемиологической ситуацией.