Люди как баги: что губит стартапы, запускающие инновации в реальном мире

Инвестиции Статьи РБК
Успех технологических гигантов приучил предпринимателей к мысли, что масштабировать можно любую смелую идею. Однако прорывные стартапы, чья бизнес-модель не связана с ИТ, сталкиваются с совершенно иными трудностями и быстро остаются без денег
Фото: Mark Kolbe / Getty Images
Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Рассуждая об успехе стартапов, СМИ имеют в виду в первую очередь те из них, чей бизнес строится на использовании технологий. Это вполне отражает реальное положение дел: в первой двадцатке стартапов-«единорогов», например, лишь четыре добились успеха не благодаря ИТ (при этом большинство оставшихся, например SpaceX, все равно занимаются именно технологиями).

Засилье ИТ-стартапов часто служит поводом для рассуждений о том, что программы не способны решить проблемы, от которых страдает общество. «Программы сами по себе ничего не создают <...>, — говорил в интервью РБК бывший ведущий популярного американского телешоу «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман. — Мы все еще живем в реальном мире и, чтобы выжить, должны иметь пищу и крышу над головой, транспорт и так далее». Однако решать проблемы реального мира часто оказывается сложнее, чем работать с битами. Об этом свидетельствует множество громких провалов стартапов, сумевших привлечь миллионные инвестиции.