РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Посидели и разошлись: почему ваша стратсессия не принесла никакой пользы

Менеджмент Кейсы Support Partners
Руководство многих компаний регулярно проводит стратегические сессии. Только делает это с ошибками, отчего сессии превращаются в милые собрания, похожие на интеллектуальные корпоративы. Константин Борисов, гендиректор Support Partners, разбирает ошибки

Стратегические сессии стали повседневной реальностью средних и крупных российских компаний. На них акционеры:

  • ставят перед своими коллективами задачу разработать план действий на следующие несколько лет;
  • стремятся донести до всех сотрудников собственное видение развития компании;
  • вовлекают топ-менеджеров в процесс принятия решений и делятся с ними частью ответственности за происходящее;
  • пытаются заручиться поддержкой руководителей среднего уровня в воплощении «дорожной карты» на практике.

Инструмент распространенный, задачи понятные. Так почему же многие стратегические сессии заканчиваются провалом? На это есть пять основных причин.

1. Алиса в стране чудес

Любой акционер рассматривает компанию всего лишь как инструмент реализации его жизненных целей. Чем больше акционеров, тем выше вероятность, что их видения не совпадут. Поэтому при разработке плана развития менеджменту просто необходимо привести мнения всех акционеров к единому знаменателю.

Как это сделать? Включать акционеров в работу лучше на самых ранних сроках разработки стратегии.

Приведу пример: мы проводили стратегическую сессию для одного из лидирующих игроков на финансовом рынке. Состав акционеров — три частных акционера и инвестиционный фонд. На старте обсуждения у них было четыре взаимоисключающих варианта стратегического видения по долгосрочному развитию компании.

  • Один акционер относился к активу как к венчурной инвестиции и считал, что он еще сильно недоинвестирован.
  • Второй хотел максимально повысить капитализацию компании и готовить ее к продаже.
  • Третий полагал, что о среднесрочной перспективе продажи или выхода на биржу говорить не нужно, а надо сбалансировать реинвестиции и дивидендный поток.
  • Четвертый не верил в жизнеспособность отрасли в целом и готов был расстаться с активом в пользу более предсказуемых вариантов.

Куда идти компании, если у владельцев такие разные ожидания?