Uber в изгнании: как китайские сервисы такси обошли конкурента из США

Менеджмент Статьи The Economist
Китайская платформа для заказа такси Didi не только сумела вытеснить Uber с рынка Поднебесной, но и сделала то, что не получилось у американских коллег, — стала прибыльной. Но перспектив для роста у нее еще много. Как и у потенциальных соперников
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Мы активно инвестируем в наше развитие в Китае», — заявил основатель и экс-глава Uber Трэвис Каланик в июне 2016 года на конференции в Тяньцзине. Однако затем он с досадой добавил, что у компании есть конкурент, который инвестирует еще больше. Два месяца спустя Uber отказалась от борьбы: компания продала свое китайское подразделение главному сопернику, пекинской Didi. За два года тщетных попыток закрепиться на китайском рынке Uber потеряла около $2 млрд. После ее отступления Didi стала безоговорочным лидером среди агрегаторов такси в Китае. Сегодня на долю фирмы приходится 80% всех поездок на такси в стране. Китайский стартап, основанный восемь лет назад, собирается проводить IPO через несколько месяцев. К этому моменту его оценочная стоимость может достигнуть $60 млрд.

Китай — крупнейший в мире рынок райдшеринга. По данным Министерства транспорта КНР, в октябре 2020 года сервисы такси получали в среднем 21 млн заказов ежедневно. Это в два раза больше, чем в Америке до пандемии, хотя тогда поездки на такси не были сопряжены с таким явным риском для здоровья. Та же Uber получала в Китае больше заказов, чем в любой другой стране мира, включая США. По подсчетам консалтинговой компании Frost & Sullivan, совокупная рыночная стоимость китайских приложений для вызова такси достигла в прошлом году 221 млрд юаней (примерно 2,5 трлн руб.). Это почти на 50% больше, чем в 2017 году.