РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Илон Маск — суперзвезда: как «культ личности» мешает в бизнесе

Один лишь твит Илона Маска может изменить настроения на бирже, Джек Ма стал объектом поклонения для китайских предпринимателей. Однако большая популярность может не только сыграть на руку бизнесмену, но и поставить его под удар
Фото: Hannibal Hanschke / Getty Images
Фото: Hannibal Hanschke / Getty Images

«Я стал мемом, Разрушителем коротких позиций». В этом недавнем твите Илона Маска чувствуется мессианский тон, который приводит его поклонников в неописуемый восторг. События прошлого месяца только укрепили его культовый статус «суперпредпринимателя». Благодаря инциденту с GameStop он получил преимущество в своей многолетней борьбе с инвесторами, играющими на понижение, и превратился в защитника розничных инвесторов, атакующих Уолл-стрит. В конце января Маск объявил, что Tesla инвестировала в биткоин $1,5 млрд и начнет принимать криптовалюту в качестве оплаты, чем ошеломил своих подписчиков в Twitter. Чуть раньше, после целого шквала твитов Маска про монеты Dogecoin («народной крипты»), авторитетные инвесторы бросились изучать криптовалюту, которая изначально была создана забавы ради.

Маск — известный любитель провоцировать публику своими шутками, но вот влияние его посланий в Twitter на рынок уже давно достигло нешуточных масштабов. После его твита про биткоин стоимость криптовалюты взлетела до небывалых высот. Капитализация Tesla в какой-то момент превысила $830 млрд и практически дошла до исторического максимума. В истории бизнеса хватает таких «апостолов». Но, как отмечает социальный психолог Питер Этвотер, ни один из них не задавал столько трендов, сколько Маск, который делает невероятно популярным все, к чему прикасается, будь то автомобили и криптовалюта или же космические корабли и модное приложение Clubhouse. Возникают лишь два вопроса: как Маску удалось заворожить огромное число людей? И каковы плюсы и минусы статуса «культового CEO»?