РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Эффект «зловещей долины»: как не распугать своих клиентов

IT Статьи Voximplant
Роботы становятся все более продвинутыми, а их речь более человечной. Но прогресс несет и минусы, один из них — эффект «зловещей долины» — ставит перспективу роботизации под сомнение. Алексей Айларов (платформа Voximplant) — о том, что это за эффект

Что такое эффект «зловещей долины»

Впервые об Uncanny Valley или эффекте «зловещей долины» заговорил японский робототехник Масахиро Мори в 1970 году. Суть эффекта состоит в том, что робот или другой объект, который выглядит и действует почти как человек, вызывает неприязнь и другие негативные эмоции у наблюдателей.

Согласно его теории, по мере увеличения сходства между роботом и человеком симпатия к андроиду растет, а затем сменятся резким падением — той самой «зловещей долиной». Если удается перескочить эту пропасть, то симпатия продолжает расти прямо пропорционально росту сходства с человеком.

Почему возникает этот эффект? Причина состоит в том, что при взаимодействии с андроидом человек получает противоречивые сигналы. Андроид выглядит как человек и обладает другими человеческими характеристиками, но все же имеет набор нечеловеческих черт — «дерганность» движений, безэмоциональность, рассинхронизация звука с движением губ. Такое несоответствие порождает тревогу: по мнению некоторых исследователей, причина заключается в неизвестности — человекоподобное существо может отреагировать на нас не так, как мы того ожидаем, и это вызывает диссонанс между ожиданием и реальностью.