РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Губительная щедрость: чем крупные поощрения CEO опасны для компании

Менеджмент Статьи The Economist
Считается, что в погоне компаний за краткосрочными целями виновны инвесторы. Однако, по данным исследований, не только они — непродуманные системы вознаграждения руководителей разрушительны для долгосрочных результатов предприятия
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Как нужно поощрять менеджеров? В библейской притче о талантах господин делит свои средства между тремя слугами, прежде чем уехать из дома. Двое пустили деньги в оборот и увеличили сумму в два раза, а третий закопал полученный талант в землю. Первые два получили награду, а третий был наказан. Эта притча — один из ранних примеров проблемы принципала и агента: если принципал делегирует полномочия, то как он может удостовериться, что агент будет действовать надлежащим образом? Считается, что агентам свойственна жадность и они всегда намереваются положить деньги себе в карман. Слугой-неудачником в притче руководит страх: «Господин, я знал, что ты человек жестокий». Действительно, слугу ввергают «во тьму», где «будет плач и скрежет зубовный».

Многие уверены, что страх такой же сильный стимул для руководителей, как и корыстолюбие. Согласно такой точке зрения, они не хотят вкладываться в долгосрочные проекты, так как опасаются, что это скажется на росте прибыли компании в краткосрочном периоде. Менеджеры боятся, что из-за снижения финансовых результатов их могут выгнать из совета директоров или же фирму купят конкуренты.