Джим Коллинз — РБК Pro: «Ненормальность — наша новая стабильность»
Кто такой Джим Коллинз
Бизнес-консультант, исследователь, автор бестселлера «От хорошего к великому: почему некоторые компании совершают прорыв, а другие нет». На примере 11 выдающихся корпораций автор анализирует механизмы успеха в бизнесе. Работал на McKinsey и Hewlett-Packard, был одним из директоров CNN International, сотрудничал с такими организациями, как Школа медицины Джонса Хопкинса. Другие его книги-хиты посвящены принципам долгосрочного лидерства («Построенные навечно», которую Джефф Безос называет своей любимой книгой по бизнесу), причинам краха некогда ведущих компаний («Как гибнут великие»), возможности процветать в условиях хаоса и неопределенности («Великие по собственному выбору»), последовательным изменениям в компании, ведущим к прорыву («Вращая маховик»). Его бестселлеры разошлись по всему миру тиражом более 10 млн экземпляров. Коллинз проводит бизнес-исследования в собственной лаборатории менеджмента в штате Колорадо. В 2017 году американский Forbes включил Коллинза в список величайших бизнес-умов современности. О его идеях часто рассказывает Герман Греф, книга «От хорошего к великому» входит в список литературы, обязательной для прочтения топ-менеджерами «Сбера».
«Любая корпорация может рухнуть»
— Вы сравниваете развитие изменений в бизнесе с раскручиванием «маховика перемен» — сперва компания прилагает массу усилий, чтобы заставить свой бизнес двигаться, а потом он мчится уже за счет инерции и тянет компанию за собой. Какую метафору вы бы подобрали для нынешних турбулентных времен?
— Думаю, «эффект маховика» по-прежнему актуален. Во время пандемии я много размышлял об идеях Карла фон Клаузевица, одного из величайших военных стратегов прошлого. В сочинении «О войне», ставшем классикой, он удачно подметил «туман и трение» войны (туман войны — необходимость действовать в ситуации неопределенности; трение войны — риски, которые связаны не с боевыми действиями, а недостатками в самой организации войск и их передвижением. — РБК). Сейчас мы воюем с вирусом. И это привносит «туман» в нашу жизнь. В начале пандемии мы не понимали, с чем столкнулись, как этот вирус действует и долго ли продлится эпидемия. Не было ясного видения ситуации, приходилось пробираться на ощупь. В подобные времена сила трения «маховика», который приводит в движение компании, возрастает — требуется больше усилий, чтобы совершать те же вращения. Например, теперь мы должны носить маски и решать задачи удаленно, зачастую не имея возможности встречаться с людьми. Это многих утомляет.