РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Фальшивые успехи: как сотрудники манипулируют KPI

Менеджмент Кейсы Sapiens Consulting
KPI — один из любимых инструментов управленцев в русскоязычных странах. Но если использовать KPI неверно, они подталкивают менеджмент к обману и разрушают будущее бизнеса во имя краткосрочных целей, уверен Святослав Бирюлин, гендиректор Sapiens Consulting
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

— Уважаемые коллеги! — говорил, стоя в просторном светлом зале, директор сети салонов сотовой связи. — В этом году перед нами стоят серьезные вызовы. Если в прошлом от нас ждали агрессивного роста, то сейчас цели меняются. Пора сместить фокус на эффективность — на показатели рентабельности капитала, выручки с квадратного метра площади салонов, производительности труда. Мы уже подготовили новую систему мотивации, в которой учтены соответствующие KPI…

А через 11 месяцев, в конце года, операционный директор докладывал на совете директоров:

— Задача роста производительности труда, то есть выручки на одного работника, перевыполнена!

Члены совета директоров кивали, довольно улыбаясь. Они не знали, а операционный директор умолчал о том, как именно это случилось. На начало года в компании числились почти 100 штатных водителей. Затем сеть заключила договор с автотранспортным предприятием. Водителей перевели в его штат, их служебные обязанности не поменялись, численность не сократилась. В бюджете сети появилась новая статья затрат — оплата транспортных услуг. Зато фонд оплаты труда и среднесписочная численность сотрудников самого предприятия уменьшились — бинго!

Как сотрудники манипулируют KPI?

Перенос затрат на следующий год

В большинстве частных компаний в России доходы генеральных директоров и топ-менеджеров зависят от показателя «чистая прибыль». Очевидно, что часто это приводит к «ложной экономии», сокращению затрат, которые бы принесли пользу в будущем (например, наем сотрудников во второй половине года). Особенно остро проблема возникает в четвертом квартале, когда руководители либо отказываются даже от нужных затрат, либо пытаются перенести их на следующий год, чтобы получить свои бонусы. Но встречаются и более «креативные» решения.