РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Кнопка провалилась: почему BlackBerry проиграла Apple

Менеджмент Статьи РБК
Создатель «кнопочных» смартфонов BlackBerry стал легендой своего времени, но из-за ряда ошибок не смог удержаться на рынке. РБК Pro рассказывает историю взлета и падения производителя любимых телефонов CEO и государственных лидеров
Фото: Michael Nagle / Bloomberg
Фото: Michael Nagle / Bloomberg

Летом 2020-го полузабытый бренд BlackBerry вновь вернулся в новостные заголовки. Новый смартфон с узнаваемой QWERTY-клавиатурой пообещали выпустить через год. Бурные обсуждения показали: многие из тех, кто может позволить себе iPhone, скучают по кнопочным телефонам.

В конце нулевых выручка BlackBerry исчислялась миллиардами долларов, компании принадлежало почти 40% американского рынка мобильных устройств, а среди поклонников бренда были Барак Обама и Ким Кардашьян. Но буквально за несколько лет ситуация кардинально изменилась. Продажи знаменитых кнопочных смартфонов пошли вниз, а самые преданные обожатели начали выбирать другие смартфоны.

РБК Pro рассказывает, как бренд, покоривший руководителей и государственных лидеров, проиграл в борьбе за рынок «статусных» смартфонов.

Как инженер стал CEO

Выходец из семьи понтийских греков Майк Лазаридис с детства увлекался электроникой. Еще в школе он сконструировал часы и создал устройство, которое позволяло точно определить, кто раньше дал ответ в викторине. В 23 года Лазаридис уже разрабатывал светодиодную систему оповещений для заводов General Motors. К этому времени семья переехала в Канаду. Деньги, полученные от GM, молодой человек вскоре вложил в собственное дело ― компанию Research in Motion (RIM). Это название известно намного хуже, чем BlackBerry, но именно RIM впоследствии вывела на рынок знаменитые смартфоны.