РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Павел Лебедев

Бюджет пора пересматривать: какие три маркера указывают на это

Финансы и бухгалтерия Статьи РАНХиГС
В сегодняшнем сложном, неопределенном и нестабильном мире план компании может безнадежно устареть еще во время разработки. Есть три симптома, указывающих на то, что компании пора пересмотреть бюджет, а в некоторых случаях и подходы к бюджетному процессу

Три симптома бюджетных сбоев

1. Анализ расхождения фактических и бюджетных показателей вызывает ожесточенные споры

Многие планы теряют свою актуальность еще в процессе разработки. Это происходит из-за волатильности внешней среды и влияния «черных лебедей», а также в ходе переговоров и торга внутри компании. Оцифровка планов и перевод на язык финансов еще больше отдаляет содержание бюджетов от реальности.

В результате расхождения фактических и бюджетных показателей становятся настолько существенными, что их обсуждения приводят к конфликтам. Сотрудники из разных отделов отстаивают собственные позиции, поскольку ключевые плановые показатели закреплены в их личных KPI, достижение которых влияет на размер вознаграждений. Негативные отклонения в таких условиях воспринимаются как индивидуальные недоработки и персональный вызов.

При этом на уровне здравого смысла большинство участников процесса понимают невозможность надежно персонифицировать причины отклонений и связать их с управленческими действиями или бездействием. Резкое и непредсказуемое изменение валютного курса, влияние санкций, неожиданные изменения законодательства как реакция правительств на угрозы пандемии, реализация политических рисков — вот далеко не полный перечень причин, находящихся вне зоны влияния компании и ее сотрудников и способных в один момент перечеркнуть самый консервативный и проработанный бюджет.

Как решить проблему?