Что изменилось в таможенном законодательстве: комментарии Dentons
Собственник сможет обжаловать конфискацию своего имущества
Минфин подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Его разработали для реализации постановления Конституционного cуда от 15 октября 2020 года № 41-П. Сейчас документ проходит оценку регулирующего воздействия.
Комментарий эксперта
Наталья Кидряева, старший юрист российской налоговой и таможенной практики Dentons
«В своем постановлении Конституционный суд признал, что положения ч. 4 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ не соответствуют Конституции. В ч. 4 ст. 3.7 говорится о том, что одним из вариантов наказания за таможенное правонарушение может быть конфискация имущества, не принадлежащего нарушителю. А согласно ч. 1 ст. 30.12 собственник конфискованного имущества не входит в перечень лиц, которые могут обжаловать такое решение. Из-за этого возникла необходимость внести изменения в действующий КоАП.
По новому законопроекту собственник сможет обжаловать постановление об административном правонарушении. При этом должны выполняться три условия:
- имущество было законно перемещено через границу ЕАЭС и находится на территории, где действуют полномочия таможенных органов и судов Российской Федерации;
- известны все участники таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества;
- собственник не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.
Законопроект позволяет собственнику обжаловать вступившие в силу судебные решения по жалобам и протестам в части конфискации имущества. При этом важно, чтобы правонарушение не было связано с незаконным перемещением товаров или транспортных средств через границу.
Также предлагается внести изменения в ст. 31.6. Это позволит приостанавливать исполнение постановления о конфискации на время рассмотрения жалобы собственника.
Таким образом, если закон примут, он защитит имущество собственников, которые не привлекались к административной ответственности. Особенно актуальными изменения будут для иностранных владельцев транспортных средств (например, воздушных и водных судов), которые сдаются в аренду российским компаниям».