РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Хватит оправдываться: как говорить с коллегами об их ошибках

HR Инструкции Bloomberg
Из-за чувства вины за сделанную ошибку сотрудник может «уходить в оборону» и даже перекладывать ответственность на коллег. Bloomberg приводит пошаговую инструкцию, как говорить с людьми об оплошностях в работе и не навредить отношениям в коллективе
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

Люди не всегда замечают, когда занимают оборонительную позицию и начинают оправдываться («я просто сказал правду», «да ведь было смешно!» и т.п.), но такое поведение ведет к перекладыванию ответственности, а это впоследствии может обернуться негативными последствиями в рабочей среде, навредить коллегам или целым командам. Исследование British Journal of Social Psychology («Британского журнала социальной психологии») показывает, как конфликтующие между собой люди могут общаться в более конструктивном ключе.

Проблема

Защитные реакции и оправдания мешают честно обсуждать проблемы и не дают учиться на ошибках, поскольку такое поведение создает искаженное видение ситуации. Кто-то может занять оборонительную позицию, чтобы скрыть мелкую оплошность в работе, и придерживаться этой тактики почти целую неделю. А, потом, когда ошибка вскроется, начнет обороняться еще сильнее, подставляя своих коллег. «В какой-то момент вдруг выясняется, что у вашей команды множество проблем», — говорит соавтор исследования Лидия Вудиатт, доцент кафедры психологии Университета Флиндерс в австралийской Аделаиде. Изначальное нарушение в итоге выливается во все возрастающее недовольство.