Запускаем собственную торговую марку: 13 шагов от сервиса «Самокат»

Продажи Инструкции Самокат
Собственная торговая марка (СТМ) для ретейлера — источник лояльных клиентов и новых поставщиков. Кроме того, продажи СТМ растут даже в пандемию. Никита Ящук, продюсер СТМ-сервиса экспресс-доставки «Самокат», — о том, как запустить этот формат

Согласно данным исследования Nielsen, в 60 странах продажи товаров собственных торговых марок СТМ стабильно растут в периоды всеобщего экономического спада. Пандемия COVID-19 стимулировала рост продаж товаров СТМ с традиционных 5,5% в год до 15,4% только с января по май 2020 года, подсчитали аналитики.

В ближайшие 5–10 лет продажи СТМ сетей еще увеличатся — на это повлияют миллениалы (люди 1984–2000 годов рождения), которые уже составляют 24% населения земли. Поэтому продуктовым ретейлерам, у которых еще нет СТМ, имеет смысл задуматься об их запуске.

Кто работает над собственной торговой маркой

Обычно над разработкой и выпуском СТМ работает специальный отдел. В него входят:

  • менеджеры по развитию — они ищут новых партнеров-производителей и доводят продукт до полки;
  • маркетологи — изучают рынок и тренды;
  • дизайнеры — разрабатывают упаковку товара;
  • специалисты по контролю качества — проверяют документацию на продукт и сопровождают продажи;
  • специалисты по коммерческому развитию — следят за ценообразованием и маржинальностью;
  • креативная команда — занимается разработкой идей и продвижением продуктов.

Поставщик и качество

На первом этапе создания СТМ ретейлер подбирает поставщиков. Если ретейлер небольшой, то из-за несопоставимого объема продаж он не может работать с поставщиками-гигантами. Но это и не нужно: интереснее выбирать качественный, но при этом немассовый и вкусный продукт.

Как выбрать поставщика (и не ошибиться)