Материал раздела Основной

Зачем нужен корпоративный центр в компании и как его создать

Корпоративный центр — это аппарат собственника, который помогает ему эффективнее управлять компаниями в составе холдинга. Александр Рахлевский («А-Капитал») рассказывает о типичных проблемах при построении и работе подобной структуры

Можно выделить три типичные причины создания корпоративного центра (КЦ):

  • бизнес вырос до такого размера, что предприниматель или команда уже не могут управлять им самостоятельно;
  • несколько предпринимателей объединили компании и ищут эффективную форму управления совместным бизнесом;
  • банк хочет лучше контролировать своих крупных или проблемных заемщиков.

КЦ: «глаза» или «руки» собственника

Около 50% функционала КЦ типичны. Как правило, это:

  • контроль финансов: финансовая отчетность, управление капиталом и рисками, финансовый надзор.
  • взаимодействие с внешней средой: инвесторами (IR), государственными органами (GR) и обществом (PR).
  • стратегия/инвестиции: сделки слияния и поглощения (М&A), стратегия группы и отдельных компаний, утверждение инвестиций;
  • операционная эффективность: подбор топ-менеджмента, утверждение мотивации, поиск синергии.

В остальном все зависит от подхода. Условно я выделяю два типа КЦ: