Корпоративный центр — это аппарат собственника, который помогает ему эффективнее управлять компаниями в составе холдинга. Александр Рахлевский («А-Капитал») рассказывает о типичных проблемах при построении и работе подобной структуры
Можно выделить три типичные причины создания корпоративного центра (КЦ):
- бизнес вырос до такого размера, что предприниматель или команда уже не могут управлять им самостоятельно;
- несколько предпринимателей объединили компании и ищут эффективную форму управления совместным бизнесом;
- банк хочет лучше контролировать своих крупных или проблемных заемщиков.
КЦ: «глаза» или «руки» собственника
Около 50% функционала КЦ типичны. Как правило, это:
- контроль финансов: финансовая отчетность, управление капиталом и рисками, финансовый надзор.
- взаимодействие с внешней средой: инвесторами (IR), государственными органами (GR) и обществом (PR).
- стратегия/инвестиции: сделки слияния и поглощения (М&A), стратегия группы и отдельных компаний, утверждение инвестиций;
- операционная эффективность: подбор топ-менеджмента, утверждение мотивации, поиск синергии.
В остальном все зависит от подхода. Условно я выделяю два типа КЦ: