Материал раздела Основной

Девять шагов к постановке управленческого учета

Издательство деловой литературы. В настоящий момент издательский портфель состоит из 23 журналов, затрагивающих темы маркетинга, менеджмента, управления финансами, персоналом и т.д.
Правила ведения управленческого учета не регламентируются извне, их определяет сама компания. В этом и состоит сложность при постановке управленческого учета. Но сделать это возможно, и эксперты ИД «Гребенников» предлагают пошаговое руководство к действию
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Шаг 1: определите финансовую структуру компании

Под финансовой структурой понимается иерархия центров финансовой ответственности — ЦФО (центров затрат, прибыли, инвестиций). Обычно она совпадает со структурой управления компанией.

Изучив организационную структуру, вы сможете определить 90% финансовой, по крайней мере в отношении центров затрат, отделов, департаментов, дирекций.

Далее необходимо выяснить, насколько существенны затраты этих отделов с точки зрения отчетности: если они не влияют на принятие решения пользователем отчетности, то несколько ЦФО можно объединить (укрупнить). Такой анализ не является разовым мероприятием, его следует проводить как минимум раз в год, перед началом бюджетного процесса.

После определения нижнего уровня иерархии можно перейти к верхнему. ЦФО должны сформировать бизнес-единицы, а те в свою очередь — сегменты отчетности (направления бизнеса компании). Совпадают ли бизнес-единицы с юридическими лицами? Да, если юридическое лицо занимается одним бизнес-направлением (монобизнес). Однако для многопрофильной компании нет необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо по каждому направлению деятельности, поэтому очень часто на практике встречаются юридические лица, которые занимаются сразу несколькими видами бизнеса и значения показателей деятельности которых в момент подготовки отчетности необходимо распределять по направлениям деятельности.

Для решения этой задачи существуют два технических подхода, в каждом из которых необходимо предусмотреть выделение аналитического элемента «Бизнес-единица» в проводке и в первичной документации (карточке договора).