Пол Фоли — РБК Pro: «Поживите в обычной семье в стране, где у вас бизнес»

Ретейл Статьи РБК
Управленец с опытом в крупнейших европейских и российских сетях объяснил, почему Россия превратится в страну дискаунтеров, и назвал компании, которые на этом заработают
Пол Фоли
Пол Фоли (Фото: из личного архива)

Кто такой Пол Фоли

Эксперт с более чем 40-летним опытом в международном продуктовом ретейле. В течение 23 лет работал в немецкой розничной группе Aldi Süd (выручка дискаунтеров Aldi, работающих по всей Европе, в США и Австралии, в 2018 году превысила €90 млрд). Был членом международного совета правления компании и управляющим директором по Великобритании и Ирландии, отвечал за выход на новые рынки. Фоли входил в состав правления сетей «Фортенова» в Хорватии, «Гиппо» в Белоруссии, AHT Cooling Systems в Австрии, «Инверто» в Германии, EKO Holdings в Польше, а также курировал международную экспансию британской торговой сети Iceland Foods в Великобритании. До января 2019 года был зампредседателя совета директоров ПАО «Магнит» и возглавлял комитет совета директоров по стратегии компании. В настоящее время консультирует игроков розничного бизнеса в качестве основателя и управляющего партнера компании Foley Retail Consulting GmbH. Возглавляет совет директоров сети Konzum Plus в Хорватии, входит в состав правления Voli в Черногории, Mercator в Словении и BIM в Турции.

«Покупатели научились меньше паниковать»

— Вы в розничном бизнесе более 40 лет. За это время индустрия пережила не одну трансформацию. В чем особенности нынешней?

— До пандемии мы уже переживали в ретейле техническую революцию. Раньше бизнес больше думал о том, как разложить продукты по полкам и какими промоакциями заманить в магазин покупателя. А успешность и мощь компании измерялись количеством ее магазинов. Но затем стала развиваться онлайн-торговля. Пандемия дала ей дополнительный ощутимый толчок. Но вот что важно: онлайн — это не очень прибыльный способ строить продуктовый бизнес. Доставка продуктов потребителям требует больших вложений, это гораздо дороже, чем пригласить покупателя в магазин. И многие продуктовые ретейлеры с выстроенным физическим бизнесом опасались трансформировать своего прибыльного офлайн-потребителя в неприбыльного онлайн-покупателя. А главное, что показала пандемия, — потребителю важен хороший сервис, и он готов за него доплачивать. Думаю, это и стимулирует энтузиазм ретейлеров, которые все же инвестируют в технологии и омниканальность.