Екатерина Здесенкова

Кейс iContext Group: на чем мы обожглись при создании группы компаний

Менеджмент Кейсы iConText Group
Нужно ли объединять успешные компании в группу? Да. Однако помнить, что объединять придется не виртуальную прибыль компаний на бумаге, а людей и процессы. Иначе вы можете получить новое блюдо из отличного куска тунца и отличного мороженого

Первый вопрос, который вы должны себе задать и честно на него ответить, — «Зачем?». Одной абстрактной идеи «чтобы больше заработать» недостаточно. Вы должны четко понимать, что принципиально изменится после вашего объединения и что за этим последует. Что станет тем самым связующим звеном, которое превратит разные по духу и стилю компании в группу и поможет идти к общей цели, да и нужно ли вообще идти к одной цели, тоже большой вопрос.

Я не претендую на истину, но хочу рассказать о том, как мы в iConText Group искали и нашли ответ на вопрос «Что такое группа компаний?», какие ошибки на пути к цели совершили и какие уроки из этого вынесли.

Когда количество наших компаний превысило четыре, мы осознали себя как группа. Но что с этим делать, на тот момент еще не знали. Кажется, это был 2011 год. До этого нас объединяли только акционеры и сводный отчет о прибылях и убытках (P&L), сделанный в Excel, поскольку в компаниях были разные бухгалтерии, ну и периодически общие корпоративы и вечеринки. Все остальные процессы шли параллельно и независимо друг от друга.

Я очень хорошо помню тот день, когда наш основатель и акционер Мария пришла и с сияющими глазами сказала, что нам нужно стать группой компаний. Я помню, что мы (остальные) переглянулись и поняли примерно «ничего» из ее слов. Но раз нужно делать, давайте делать.

Помню, нам очень хотелось понять, как устроены крупные сетевые структуры, и перенять их опыт. Российских игроков такого уровня в то время еще не было, поэтому мы поговорили с представителями сетей в России, предприняли несколько заграничных вояжей и поняли: самое главное — группа должна давать пользу всем своим компаниям, порождать синергию (пока не ясным нам способом), а также обеспечивать обмен клиентами внутри группы. Ну, и, конечно, вести всех к увеличению прибыли.

Пункт про клиентов звучал наиболее понятно, поэтому с него мы и решили начать. И это было нашей первой ошибкой.