Материал раздела Основной
Анатолий Сморгонский
В 2020 году наш рынок, рынок такси, попал в «зону турбулентности»: привычные стратегии внезапно перестали работать. В апреле на фоне карантинных ограничений загруженность сервисов составляла всего 60–70% от показателей 2019-го. Только летом рынок в России начал восстанавливаться, причем быстрее, чем на Западе. Это результат долгосрочной антикризисной стратегии, в основе которой лежат пять ключевых принципов.
Сегодня в это трудно поверить, но когда-то Nintendo производила игральные карты, запускала сервис такси, а потом решила попробовать делать игровые приставки. Компания Slack в начале 2000-х называлась Tiny Speck и разрабатывала игры, пока однажды не решила создать удобный мессенджер для внутренних коммуникаций.
Незапланированный разворот продукта в новом направлении (pivot) — нормальная практика для компании на любой стадии развития, но почему-то в России к таким трансформациям до сих пор относятся скептически. При этом в кризис это наиболее жизнеспособная стратегия, на Западе даже говорят: pivot or perish — «меняйся или погибнешь».