РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Анатолий Сморгонский

«Я сам сидел за рулем такси»: CEO Gett в России — о трансформации бизнеса

Менеджмент Статьи Gett
Генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский рассказал, из чего строится фундамент антикризисного менеджмента в компании и что интересного могут дать наблюдения за Alibaba и Tencent
Фото: Ina Fassbender / Reuters
Фото: Ina Fassbender / Reuters

В 2020 году наш рынок, рынок такси, попал в «зону турбулентности»: привычные стратегии внезапно перестали работать. В апреле на фоне карантинных ограничений загруженность сервисов составляла всего 60–70% от показателей 2019-го. Только летом рынок в России начал восстанавливаться, причем быстрее, чем на Западе. Это результат долгосрочной антикризисной стратегии, в основе которой лежат пять ключевых принципов.

Трансформация бизнес-моделей

Сегодня в это трудно поверить, но когда-то Nintendo производила игральные карты, запускала сервис такси, а потом решила попробовать делать игровые приставки. Компания Slack в начале 2000-х называлась Tiny Speck и разрабатывала игры, пока однажды не решила создать удобный мессенджер для внутренних коммуникаций.

Незапланированный разворот продукта в новом направлении (pivot) — нормальная практика для компании на любой стадии развития, но почему-то в России к таким трансформациям до сих пор относятся скептически. При этом в кризис это наиболее жизнеспособная стратегия, на Западе даже говорят: pivot or perish — «меняйся или погибнешь».