РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Цифровой пророк и вестник суеты: какие должности появились в корпорациях

HR Исследования BITOBE
Зачем Microsoft галактический вице-король исследований, а Apple — волшебник ламповых моментов, и какие еще специалисты понадобятся бизнесу в самое ближайшее время, выяснили эксперты BITOBE, изучив тренды корпоративного развития

Казалось бы, совсем недавно с легкой руки Дейва Ульриха (профессор бизнес-школы Мичиганского университета, автор 15 книг о HR и управлении. — РБК Pro) появилась должность HR-бизнес-партнер (HRBP).

Сегодня технологии настолько быстро меняют рынок, отражаясь в названиях новых должностей, что складывается ощущение прыжка во времени — туда, где нас ждет фантастическое будущее в окружении воинов бренда, инженеров счастья и царей устойчивости.

Представляем топ-10 должностей будущего, которые для таких компаний, как Microsoft, Apple, Google, AOL и других, стали настоящим. И рассказываем, как это все работает.

Новые должности в области корпоративного развития

Исследование и поиск новых возможностей

Должность: Galactic Viceroy of Research Excellence / галактический вице-король исследований

Описание. Галактический вице-король исследований Джеймс Миккенс находит пути повышения качества продуктов, основываясь на личном опыте и беседах с обычными людьми. Его рекомендации приправлены искрометным юмором. Миккенс формирует особую культуру исследований с учетом того, что прорывные идеи могут показаться специалистам сначала глупыми и абсурдными.

Тренд: формирование культуры исследований, основанной
на идеологии открытости любым идеям

Компания: Microsoft

Должность: Wizard of Light Bulb Moments / волшебник ламповых моментов

Описание. Руководитель, который не столько ищет идеи, сколько очаровывает идеями других людей. Увлеченный эзотерикой музыкант, поэт и технофил Том Эванс занимается разработкой приложений для iPhone и заверяет: «С помощью набора простых, элегантных и заставляющих задуматься техник я помогу вам раскрыть нереализованный творческий потенциал».

Тренд: управление инновациями

Компания: Apple

Должность: Digital Prophet / цифровой пророк

Описание. Дэвид Шинг по прозвищу Шинги стал цифровым пророком в 2011 году. Руководство AOL считало его «исследователем будущего», живущим в разных мирах и взаимодействующим со множеством миров. Иногда эксцентричный Шинги несет на своих лекциях полную тарабарщину, но в глазах американских менеджеров он с точностью прогнозирует тренды. Он предсказал, что в будущем не люди будут искать информацию, а информация будет искать их, социальные сети станут закрытыми,
а пользователи, наевшись общением досыта, будут вычищать «пожирателей времени».,>

Тренд: исследование цифрового будущего

Компания: AOL

Должность: Transcultural Anthropologist / транскультурный антрополог

Описание. Транскультурный антрополог поможет отделу продаж объяснить, чем подарок отличается от угощения, что общего у современных маркетинговых стратегий с древними символами и ритуалами и почему успешная глобальная маркетинговая концепция не прижилась ни в одной из развитых стран.

Тренд: исследование влияния усвоенных людьми символов
и ритуалов на их лояльность к бренду и потребительские привычки

Компания: Microsoft

Должность: Brilliant Fulfillment Process Improvement Leader / блестящий лидер по совершенствованию процессов исполнения

Описание. В обязанности блестящего лидера по совершенствованию процессов исполнения входит управление деятельностью по цифровой трансформации и обеспечение безупречного выполнения за счет мониторинга и внедрения улучшений.

Тренд: ориентация на непрерывное улучшение процессов
в сочетании с цифровой трансформацией

Компания: SUEZ Water Technologies & Solutions

Должность: Workstation evangelist / евангелист рабочей станции

Описание. Евангелист рабочей станции обязан искать новые возможности и использовать существующие, извлекая стратегически значимые выгоды и поддерживая менеджеров по работе с клиентами всей необходимой им технической информацией. В его обязанности также входит анализ конкурентов, понимание уникальных бизнес-потребностей клиентов и взаимодействие с экспертами для разработки актуальных решений. «Повышайте готовность к продажам и сокращайте время обучения клиентов за счет эффективной передачи знаний», — говорится в объявлении о вакансии на сайтах Канзас-Сити.

Тренд: исследование новых возможностей развития продукта
и отстройки от конкурентов

Компания: HP

Забота о будущем

Должность: Sustainability Czar / царь устойчивости

Описание. Царь устойчивого развития контролирует соблюдение всех норм и требований регуляторов, создавая баланс между желанием получить экономическую выгоду и нормативами, например санитарными, экологическими и социальными требованиями. Должность транслирует ценность сохранения всего лучшGoogleего для будущих поколений.

Тренд: формирование культуры устойчивого развития и заботы о будущем

Компании:Google, Facebook, администрации округов США

Должность: Community & Indigenous Initiatives Manager / менеджер общественных и местных инициатив

Описание. Создание межфункциональных рабочих групп, разработка планов по внедрению передовых практик, переговоры и согласование стратегий, а также участие в разработке планов исследования рынка и дальнейшего развития, содействие развертыванию инвестиционной программы — это далеко не все требования к этой должности.

Тренд: согласование инициатив на всех уровнях и инициация социально значимых проектов развития

Компания: FortisBC

Трансляция бренда

Должность: Ambassador of buzz / вестник суеты

Описание. Специалист по корпоративным коммуникациям и вестник суеты Тейлор Олдридж понимает под своими обязанностями не просто стандартный набор из маркетинга, работы с соцсетями и связей с общественностью. Его функции шире и относятся к трансляции бренда с помощью всех видов маркетинговых усилий. Необычное название своей должности Тейлор успешно использует как «ледокол» на деловых встречах и переговорах.

Тренд: расширение способов трансляции бренда компании

Компания: Grasshopper

Должность: Brand Warrior / воин бренда

Описание. Воин бренда завоевывает целевых клиентов. Он может прийти в компанию с армией своих Instagram-подписчиков и получать кайф от того, что является лицом бренда. В его прямые обязанности входит не только убеждение клиентов в крутости бренда, но и обеспечение выдающегося потребительского опыта. Одним словом, это больше чем просто «посол бренда».

Тренд: упорство в продвижении бренда в сочетании с совершенствованием потребительского опыта

Компания: Skinny Pop

Как это работает?

Каждая новая нестандартная должность появляется вместе с новой бизнес-целью или желанием достигать ее по-новому. «Посланник бренда» звучит слишком мягко, поэтому на рынок вышли «воины бренда». Иногда это амазонки, в чьих резюме первой строкой идет «известный блогер», а ниже — число рекордных просмотров на YouТube, а иногда это обаятельные молодые люди в строгих костюмах, которые, подобно бывшему страховому агенту Джейсону Коэну, способны договориться о продаже новых веганских напитков через… Amazon. В США его прозвали «связующим звеном между новыми брендами и старыми». Можно ли его сделать директором по маркетингу? Да, но это не отразит ни его целей, ни его ценности для компании.

Сфера управления персоналом не отстает по своей фантасмагоричности от маркетинга: недавнее исследование Центра профессий будущего Cognizant и Future Workplace, результаты которого попали на страницы HBR, подсказывают, что в следующие десять лет мы можем получить порядка 60 новых профессий в HR-сфере, начиная от директора по благополучию и заканчивая консультантом по погружению в виртуальную реальность. Правда, в опубликованный рейтинг попала 21 должность, но это уже впечатляет.

21 должность будущего в сфере управления персоналом по версии Future Workplace и Cognizant

Должности располагаются в системе координат. Ось Х — это время с промежутками 2020–2025, 2025–2030 годы, ось Y — уровень зависимости от технологий (от низкого до высокого). Таким образом образуются четыре квадрата. В каждом из них Future Workplace и Cognizant расположили новые HR-должности.

2020–2025 / высокая зависимость от технологий

  1. Директор по стратегии кадровой устойчивости бизнеса
  2. Координатор взаимодействия чат-ботов и персонала
  3. Специалист по сбору данных о персонале
  4. Аудитор беспристрастности алгоритмов
  5. Менеджер по беспристрастности
  6. Архитектор условий труда
  7. Координатор удаленной работы
  8. Ведущий специалист по будущему сферы труда
  9. Начальник отдела реагирования на изменение климата

2020–2025 / низкая зависимость от технологий

  1. Менеджер по гиг-экономике
  2. Коуч «второго действия»
  3. Менеджер по взаимодействию людей и машин
  4. Координатор непрерывного образования
  5. Начальник отдела деловой конъюнктуры

2025–2030 / высокая зависимость от технологий

  1. Менеджер по генетическому разнообразию
  2. Консультант по погружению в виртуальную реальность
  3. Аналитик сетевых взаимодействий персонала

2025–2030 / низкая зависимость от технологий

  1. Коуч по концентрации внимания
  2. Главный планировщик целей
  3. Коуч по вовлеченности персонала
  4. Директор по благополучию

Таким образом, для понимания того, какая должность необходима компании в будущем, нужно сначала сформулировать:

  • тренды, соответствующие целям и ценностям компании;
  • образ человека, соответствующего целям и ценностям компании.

В случае с цифровым пророком мы видим очень простую историю: руководству был нужен такой человек, как Шинги, а Шинги определил самого себя цифровым пророком. В случае с галактическим вице-королем исследований мы видим похожую историю: Microsoft нужен был Джеймс Миккенс, и Джеймс Миккенс хотел стать главным по исследованиям и «втайне от санитаров» тестировать любые идеи без скучных формальных процедур, которые убивают и юмор, и креативность. Их должности — это не позиция, а личная миссия, соотнесенная с миссией компаний и выраженная в конкретной роли. По сути, эти должности — маячки управления по ценностям в будущем, когда должность человека неотделима от того, кто он есть или кем он себя ощущает.

Наталья Ютанова и Дарья Вилариньо Жизнь как проект: пять шагов для профессионального бессмертия
Менеджмент Статьи EXEC 4.0
Фото:Shutterstock

Что влияет на результат

Некоторые должности не могут появиться одна без другой: менеджер по совместной работе человека и машины связан с тренером чат-ботов, а детектив HR-данных — с директором делового поведения, отмечают Джин К. Мейстер и Роберт Х. Браун. Если вы, как в SUEZ, утвердили Brilliant Fulfillment & SCM Digital strategy, то будьте готовы к тому, чтобы пронести свой «бриллиант» через всю цепочку исполнения, не останавливаясь на одном лишь блестящем лидерстве. Даже в самых абсурдных названиях новых должностей есть своя логика, ведущая к вполне конкретному результату.