Цифровой пророк и вестник суеты: какие должности появились в корпорациях

Казалось бы, совсем недавно с легкой руки Дейва Ульриха (профессор бизнес-школы Мичиганского университета, автор 15 книг о HR и управлении. — РБК Pro) появилась должность HR-бизнес-партнер (HRBP).
Сегодня технологии настолько быстро меняют рынок, отражаясь в названиях новых должностей, что складывается ощущение прыжка во времени — туда, где нас ждет фантастическое будущее в окружении воинов бренда, инженеров счастья и царей устойчивости.
Представляем топ-10 должностей будущего, которые для таких компаний, как Microsoft, Apple, Google, AOL и других, стали настоящим. И рассказываем, как это все работает.
Новые должности в области корпоративного развития
Исследование и поиск новых возможностей
Должность: Galactic Viceroy of Research Excellence / галактический вице-король исследований
Описание. Галактический вице-король исследований Джеймс Миккенс находит пути повышения качества продуктов, основываясь на личном опыте и беседах с обычными людьми. Его рекомендации приправлены искрометным юмором. Миккенс формирует особую культуру исследований с учетом того, что прорывные идеи могут показаться специалистам сначала глупыми и абсурдными.
Тренд: формирование культуры исследований, основанной
на идеологии открытости любым идеям
Компания: Microsoft
Должность: Wizard of Light Bulb Moments / волшебник ламповых моментов
Описание. Руководитель, который не столько ищет идеи, сколько очаровывает идеями других людей. Увлеченный эзотерикой музыкант, поэт и технофил Том Эванс занимается разработкой приложений для iPhone и заверяет: «С помощью набора простых, элегантных и заставляющих задуматься техник я помогу вам раскрыть нереализованный творческий потенциал».
Тренд: управление инновациями
Компания: Apple
Должность: Digital Prophet / цифровой пророк
Описание. Дэвид Шинг по прозвищу Шинги стал цифровым пророком в 2011 году. Руководство AOL считало его «исследователем будущего», живущим в разных мирах и взаимодействующим со множеством миров. Иногда эксцентричный Шинги несет на своих лекциях полную тарабарщину, но в глазах американских менеджеров он с точностью прогнозирует тренды. Он предсказал, что в будущем не люди будут искать информацию, а информация будет искать их, социальные сети станут закрытыми,
а пользователи, наевшись общением досыта, будут вычищать «пожирателей времени».,>
Тренд: исследование цифрового будущего
Компания: AOL
Должность: Transcultural Anthropologist / транскультурный антрополог
Описание. Транскультурный антрополог поможет отделу продаж объяснить, чем подарок отличается от угощения, что общего у современных маркетинговых стратегий с древними символами и ритуалами и почему успешная глобальная маркетинговая концепция не прижилась ни в одной из развитых стран.
Тренд: исследование влияния усвоенных людьми символов
и ритуалов на их лояльность к бренду и потребительские привычки
Компания: Microsoft
Должность: Brilliant Fulfillment Process Improvement Leader / блестящий лидер по совершенствованию процессов исполнения
Описание. В обязанности блестящего лидера по совершенствованию процессов исполнения входит управление деятельностью по цифровой трансформации и обеспечение безупречного выполнения за счет мониторинга и внедрения улучшений.
Тренд: ориентация на непрерывное улучшение процессов
в сочетании с цифровой трансформацией
Компания: SUEZ Water Technologies & Solutions
Должность: Workstation evangelist / евангелист рабочей станции
Описание. Евангелист рабочей станции обязан искать новые возможности и использовать существующие, извлекая стратегически значимые выгоды и поддерживая менеджеров по работе с клиентами всей необходимой им технической информацией. В его обязанности также входит анализ конкурентов, понимание уникальных бизнес-потребностей клиентов и взаимодействие с экспертами для разработки актуальных решений. «Повышайте готовность к продажам и сокращайте время обучения клиентов за счет эффективной передачи знаний», — говорится в объявлении о вакансии на сайтах Канзас-Сити.
Тренд: исследование новых возможностей развития продукта
и отстройки от конкурентов
Компания: HP
Забота о будущем
Должность: Sustainability Czar / царь устойчивости
Описание. Царь устойчивого развития контролирует соблюдение всех норм и требований регуляторов, создавая баланс между желанием получить экономическую выгоду и нормативами, например санитарными, экологическими и социальными требованиями. Должность транслирует ценность сохранения всего лучшGoogleего для будущих поколений.
Тренд: формирование культуры устойчивого развития и заботы о будущем
Компании:Google, Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), администрации округов США
Должность: Community & Indigenous Initiatives Manager / менеджер общественных и местных инициатив
Описание. Создание межфункциональных рабочих групп, разработка планов по внедрению передовых практик, переговоры и согласование стратегий, а также участие в разработке планов исследования рынка и дальнейшего развития, содействие развертыванию инвестиционной программы — это далеко не все требования к этой должности.
Тренд: согласование инициатив на всех уровнях и инициация социально значимых проектов развития
Компания: FortisBC
Трансляция бренда
Должность: Ambassador of buzz / вестник суеты
Описание. Специалист по корпоративным коммуникациям и вестник суеты Тейлор Олдридж понимает под своими обязанностями не просто стандартный набор из маркетинга, работы с соцсетями и связей с общественностью. Его функции шире и относятся к трансляции бренда с помощью всех видов маркетинговых усилий. Необычное название своей должности Тейлор успешно использует как «ледокол» на деловых встречах и переговорах.
Тренд: расширение способов трансляции бренда компании
Компания: Grasshopper
Должность: Brand Warrior / воин бренда
Описание. Воин бренда завоевывает целевых клиентов. Он может прийти в компанию с армией своих Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ)-подписчиков и получать кайф от того, что является лицом бренда. В его прямые обязанности входит не только убеждение клиентов в крутости бренда, но и обеспечение выдающегося потребительского опыта. Одним словом, это больше чем просто «посол бренда».
Тренд: упорство в продвижении бренда в сочетании с совершенствованием потребительского опыта
Компания: Skinny Pop
Как это работает?
Каждая новая нестандартная должность появляется вместе с новой бизнес-целью или желанием достигать ее по-новому. «Посланник бренда» звучит слишком мягко, поэтому на рынок вышли «воины бренда». Иногда это амазонки, в чьих резюме первой строкой идет «известный блогер», а ниже — число рекордных просмотров на YouТube, а иногда это обаятельные молодые люди в строгих костюмах, которые, подобно бывшему страховому агенту Джейсону Коэну, способны договориться о продаже новых веганских напитков через… Amazon. В США его прозвали «связующим звеном между новыми брендами и старыми». Можно ли его сделать директором по маркетингу? Да, но это не отразит ни его целей, ни его ценности для компании.
Сфера управления персоналом не отстает по своей фантасмагоричности от маркетинга: недавнее исследование Центра профессий будущего Cognizant и Future Workplace, результаты которого попали на страницы HBR, подсказывают, что в следующие десять лет мы можем получить порядка 60 новых профессий в HR-сфере, начиная от директора по благополучию и заканчивая консультантом по погружению в виртуальную реальность. Правда, в опубликованный рейтинг попала 21 должность, но это уже впечатляет.
21 должность будущего в сфере управления персоналом по версии Future Workplace и Cognizant
Должности располагаются в системе координат. Ось Х — это время с промежутками 2020–2025, 2025–2030 годы, ось Y — уровень зависимости от технологий (от низкого до высокого). Таким образом образуются четыре квадрата. В каждом из них Future Workplace и Cognizant расположили новые HR-должности.
2020–2025 / высокая зависимость от технологий
- Директор по стратегии кадровой устойчивости бизнеса
- Координатор взаимодействия чат-ботов и персонала
- Специалист по сбору данных о персонале
- Аудитор беспристрастности алгоритмов
- Менеджер по беспристрастности
- Архитектор условий труда
- Координатор удаленной работы
- Ведущий специалист по будущему сферы труда
- Начальник отдела реагирования на изменение климата
2020–2025 / низкая зависимость от технологий
- Менеджер по гиг-экономике
- Коуч «второго действия»
- Менеджер по взаимодействию людей и машин
- Координатор непрерывного образования
- Начальник отдела деловой конъюнктуры
2025–2030 / высокая зависимость от технологий
- Менеджер по генетическому разнообразию
- Консультант по погружению в виртуальную реальность
- Аналитик сетевых взаимодействий персонала
2025–2030 / низкая зависимость от технологий
- Коуч по концентрации внимания
- Главный планировщик целей
- Коуч по вовлеченности персонала
- Директор по благополучию
Таким образом, для понимания того, какая должность необходима компании в будущем, нужно сначала сформулировать:
- тренды, соответствующие целям и ценностям компании;
- образ человека, соответствующего целям и ценностям компании.
В случае с цифровым пророком мы видим очень простую историю: руководству был нужен такой человек, как Шинги, а Шинги определил самого себя цифровым пророком. В случае с галактическим вице-королем исследований мы видим похожую историю: Microsoft нужен был Джеймс Миккенс, и Джеймс Миккенс хотел стать главным по исследованиям и «втайне от санитаров» тестировать любые идеи без скучных формальных процедур, которые убивают и юмор, и креативность. Их должности — это не позиция, а личная миссия, соотнесенная с миссией компаний и выраженная в конкретной роли. По сути, эти должности — маячки управления по ценностям в будущем, когда должность человека неотделима от того, кто он есть или кем он себя ощущает.
Что влияет на результат
Некоторые должности не могут появиться одна без другой: менеджер по совместной работе человека и машины связан с тренером чат-ботов, а детектив HR-данных — с директором делового поведения, отмечают Джин К. Мейстер и Роберт Х. Браун. Если вы, как в SUEZ, утвердили Brilliant Fulfillment & SCM Digital strategy, то будьте готовы к тому, чтобы пронести свой «бриллиант» через всю цепочку исполнения, не останавливаясь на одном лишь блестящем лидерстве. Даже в самых абсурдных названиях новых должностей есть своя логика, ведущая к вполне конкретному результату.