РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Рис в складчину: как в Китае расцвели платформы для совместных закупок

Ретейл Маркетинг Статьи Bloomberg
В Китае расцвела ниша совместных закупок. Зарабатывают на ней не только частные дельцы, но и такие гиганты, как Alibaba и Softbank. Аналитики уже предрекают, что этот рынок ждут «кровавая баня» и жесткая консолидация
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

Когда Чэнь Шишунь занята в своем магазинчике в городе Чанша в Центральном Китае, она не забывает поглядывать на свой телефон. Отчасти потому, что следит за перепиской в WeChat и делится фотографиями с многочисленными друзьями и соседями. Но Чэнь также следит за приложениями по доставке продуктов, чтобы найти самые выгодные цены на фрукты и овощи. Затем собирает заказы у знакомых и организует доставку в свой магазин.

Роль своеобразного соседа-посредника в онлайн-покупках стала очень популярна в китайских городах во время первой волны локдаунов, связанных с COVID-19. Чэнь всегда помогала покупателям донести продукты до дома. А в феврале, когда все магазины были закрыты, еще и размещала заказы на доставку. О ее услугах быстро заговорили. И сейчас больше 1 тыс. человек хотят получить скидки и более дешевую доставку, которую Чэнь получает, сделав крупный заказы. В самые загруженные дни она вместе с ассистентом может обслужить до 800 клиентов.

В Китае появились сотни тысяч таких посредников. Жители объединяются в группы для совершения покупок с соседями по дому или району. Нечто подобное было и раньше. Например, деревенские фермеры вместе покупали удобрения и семена. Однако развитие интернета и сферы электронной торговли лишь поспособствовало популяризации ниши совместных закупок.