Зачем юристы стали превращать договоры в комиксы
Бизнес прилагает немало усилий для построения эффективного диалога с клиентами и партнерами. Однако в правовом поле, когда речь идет о правилах, условиях, политиках, соглашениях и т.д., до сих пор применяются сложные для понимания юридические конструкции, вызывающие недоверие, тревожность и раздражительность у клиентов. Опрос «Делойта» среди 2 тыс. потребителей в США показал, что 91% людей соглашаются с юридическими требованиями и условиями предоставления услуг, не читая их. Для молодых людей в возрасте 18–34 лет этот показатель еще выше — 97%.
В результате клиент, столкнувшись с необходимостью скачивать договор или читать 100 и одну страницу, хлопнет дверью и уйдет к конкурентам, у которых все по стрелочкам и быстро. А если подпишет не глядя, для компании это возможные репутационные риски. Так что если вам важно не просто разместить некие правила или политики, а вы действительно хотите разъяснить, настроить аудиторию в вашу пользу, обучить вашим правилам, то без дизайн-подхода не обойтись. Он подразумевает проектирование каналов доставки и упаковку самих сообщений.
- Проектирование каналов доставки — это выбор нужной площадки для донесения сообщения адресату. Речь может идти о директ-рассылке, корпоративном сайте, социальных сетях, маркетплейсах.
- Второй этап — упаковка. Все знают, как это важно для продаж, но, когда речь заходит о юридически значимых сообщениях, о ней традиционно забывают. Тем временем в мировую практику для преобразования сложных юридических документов и правовых конструкций все активнее входит Legal Design (юридический дизайн).
О юридическом дизайне
«Юридический дизайн — это применение дизайна с «человеческим лицом» в юридической сфере для создания практичной, удобной правовой системы, отвечающей запросам обеих сторон» — такое определение Legal Design в свое время предложила Маргарет Хаган, которую считают прародительницей этого понятия. В прикладном смысле Legal Design позволяет создать удобные юридические конструкции для более полного и точного понимания сторонами алгоритмов взаимодействия — от публичных оферт, инструкций, памяток и прочих регулирующих документов до управления контрактами.