РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Дмитрий Калаев

Опыт напрокат: зачем стартапам эдвайзеры и как с ними работать

Инвестиции Инструкции Фонд развития интернет-инициатив
Где искать опытных внешних консультантов, которые не дадут твоему стартапу погибнуть, рассказывает директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Классическая формула стартапа — это высокий потенциал роста, умноженный на недостаток опыта, компетенций и ресурсов. Чтобы взлететь, нужно хорошо знать рынок, быстро принимать решения, иметь полезные связи и эффективно налаживать бизнес-процессы, но нанять всех необходимых для этого специалистов у молодой компании нет возможности. И делая все самостоятельно, основатель допускает тысячи типичных ошибок, из-за которых и прогорают 90% стартапов. Получить недостающие компетенции, не потратив при этом состояние, можно, обратившись к эдвайзерам.

Согласно опросу среди стартапов-выпускников «Акселератора ФРИИ», только 15% компаний пользуются услугами эдвайзеров, а 27% вообще не знают, кто это. Для сравнения: в США около 90% стартапов давно работают с эдвайзерами. Более того, отсутствие эдвайзера на борту может стать настораживающим фактором для инвестора. У нас эта культура еще не сложилась — основатели предпочитают идти сложным путем, не прося помощи и набивая себе шишки.

Кто такие эдвайзеры

Эдвайзер — это отраслевой эксперт, который помогает стартапу решать стратегические задачи из той сферы, в которой у команды недостает компетенций: индустриальной, технологической, финансовой, географической и т.д. В отличие от менторов и консультантов, которые работают с точечными задачами и не вовлекаются в долгосрочное развитие компании, эдвайзер делает на стартап репутационную ставку и работает вдолгую, он заинтересован в его росте и имеет перед ним обязательства, но при этом не вовлекается в операционное управление.