РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Ян-Мартин Левендаль — РБК Pro: «Период полураспада навыков стал коротким»

Инновации Статьи РБК
Вице-президент по исследованиям Gartner — о технологиях, которые изменят бизнес в ближайшие несколько лет, и качествах характера, которые позволят специалисту сохранить работу
Ян-Мартин Левендаль
Ян-Мартин Левендаль (Фото: Gartner)

Кто такой Ян-Мартин Левендаль

Заслуженный вице-президент по исследованиям консалтинговой компании Gartner, специалист по инновациям в высшем образовании. Возглавляет исследовательское подразделение Gartner, изучающее, как технологии меняют бизнес компаний. До того как в 2005 году перейти в Gartner, занимал должности в образовательных учреждениях (в частности, был директором по информационным технологиям Технического университета Чалмерса в шведском Гетеборге).

«Нас ждет «поведенческий интернет»

— Ежегодно Gartner публикует «Цикл зрелости технологий», который показывает, какие научные идеи перестали вызывать пустой хайп и начали внедряться в бизнес. Можете рассказать о его методологии?

— В этом исследовании технологии размещаются в одной из пяти различных фаз. Первая — «Триггер инноваций». Согласно методологии, мы не можем поместить сюда технологию, которая не существует хотя бы на уровне лабораторной разработки. Интерес к новой технологии растет, пока не достигает второй фазы — «Пик раздутых ожиданий». В первой и второй фазах людям кажется, что они имеют дело с изобретением, которое решит все их проблемы. В третью фазу технология переходит, когда пресса устает о ней писать, и пузырь быстро сдувается. Эта фаза самая интересная: вы наконец начинаете применять технологию в реальной жизни и пытаетесь понять, где она на самом деле нужна. Затем интерес начинает снова расти, но уже медленно-медленно. И, наконец, в пятой фазе разработка выходит на «Плато продуктивности». У нас есть несколько показателей, на которые мы обращаем внимание, располагая технологию на графике — размер рынка, для которого она предназначена, степень ее востребованности в своей нише. Например, на первой стадии технология обычно используется менее чем на 1% от своих потенциальных возможностей, на второй — на 1‒2%, на пятой — на 20%. Бывают исключения — например, пузырь доткомов просто сдулся, и этим все закончилось, никакого роста не было. Но большинство инноваций проходит через все эти фазы.