Денис Собе-Панек

Не только agile: как компании строить планы в условиях неопределенности

Менеджмент Инструкции Strategy Partners
В периоды турбулентности планировать бизнес-стратегию особенно сложно. Если предугадать будущее нельзя, стоит двигаться небольшими шагами, анализируя ситуацию и обратную связь. Вот три способа, которые помогут снизить риски и реализовать новые идеи

Почему старые подходы не работают

Компании, которые делали ставку на цифровые бизнес-модели, показывали заметный рост еще в 2019 году, в то время как традиционные бизнесы в лучшем случае стагнировали. Пандемия увеличила этот разрыв. В то время как 15% российских кинотеатров по итогам первых шести месяцев 2020 года закрылись, онлайн-видеосервисы за тот же период нарастили выручку на 56%. Пока большинство розничных сетей сокращали количество магазинов, Ozon в конце ноября 2020 года успешно вышел на IPO, собрав почти $1 млрд.

Скорость изменений выросла, а «черных лебедей» (этим термином экономист и философ Нассим Талеб, назвал внезапные негативные события, которые нельзя предвидеть) стало больше. В результате упала эффективность даже тех прогнозов, которые делают эксперты с безупречной репутацией. Так, миллиардер и основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates Рэй Далио не смог предугадать развитие ситуации в пандемию, и к августу 2020 года его хедж-фонд потерял почти 20% инвестиций.

Три принципа планирования в новой реальности

1. Agile-подход

В новых условиях уже нельзя работать по алгоритму «ощущай, анализируй, действуй», вместо этого нужно пробовать, ощущать, а потом реагировать.