Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 18.12.2020, 11:33

«Новичкам здесь не место»: легко ли построить бизнес по франшизе

Количество предложений о покупке франшизы растет. Кажется, что это просто — взять готовый бизнес и получать прибыль. Иван Утенков, CEO компании «Цветочный ряд», рассказывает, насколько глубоко нужно погружаться в бизнес и когда проект сможет окупиться
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), национальный реестр франшиз включает в себя 119 предприятий, предлагающих развитие бизнеса по франшизе. В реальности это лишь малая доля от общего количества франшиз на рынке, и их число только увеличивается. Дело в том, что в реестре регистрируются только те предприятия, которые стремятся к максимально прозрачной деятельности. По моим оценкам, реальное количество франшиз — несколько тысяч. Например, на сайте «Каталог франшиз» представлено 1510 предложений.

В то же время пандемия наложила отпечаток на развитие франчайзинга. Крупные сети начали продавать свои точки франчайзи, прибегая к так называемому рефранчайзингу — передаче собственных точек партнерам для дальнейшего развития по франшизе.

Разберемся, как влиться во франшизный бизнес, на что обратить внимание и можно ли заработать.

В чем суть бизнеса по франшизе

В России, на мой взгляд, укоренилось не совсем правильное понимание сути самой франшизы как «готового бизнеса», в который нужно только вложить деньги и действовать по разработанным и отлаженным бизнес-процессам. Многим кажется, что нужно только заплатить за приобретение франшизы, и дело само пойдет. Предложений огромное количество, многие из владельцев трубят о пассивном доходе.