Time and Material: почему разработчики ПО переходят на почасовую оплату
Любую разработку программного обеспечения сопровождает неопределенность. В первую очередь потому, что даже заказчик не всегда может сформулировать четкие требования к проекту. И это нормально: меняется рынок, меняются и внешние обстоятельства.
Разработка нового продукта упирается в актуальность и применимость, он не создается в отрыве от ожиданий рынка и самой аудитории. Потому сегодня частым форматом работы в ИТ становится Time and Material (T&M), где клиент платит не фиксированную сумму за возможный проект, но поэтапно за потраченное командой время.
Что такое Time and Material
Термин T&M существует уже несколько десятков лет, а сам подход — и того больше. Его используют в разработке программного обеспечения с самого начала развития индустрии. Однако пришло определение Time and Material из строительной сферы. Оно обозначает тип взаимодействия заказчика и исполнителя, при котором оплачиваются не результат и разработка в целом, а человеко-часы — время и ресурсы, затраченные на выполнение проекта.
T&M родился как альтернатива контракту Fixed Price. Главный недостаток последнего — негибкость: большие проекты имеют свойство меняться, поэтому сложно уместить все новации в фиксированную цену.