Как и зачем рассчитывать емкость рынка
Емкость рынка — это потенциальный объем продаж. Показатель позволяет понять, сколько товаров или услуг могут купить на том или ином рынке. При этом под «рынком» подразумевают ограниченное территориально и по отрасли место продаж. Или группу схожих по критериям потенциальных клиентов, объединенных одной потребностью. Например, рынок турагентства в конкретном городе.
Емкость можно измерять в количестве, объеме товаров либо сумме заработанных денег.
Зачем считать емкость рынка
При определении емкости учитываются разные факторы, включая специфику отрасли, достоверность и полноту источников информации, погрешность расчета. Несмотря на то что параметр емкости приблизительный, вероятностный, он важен:
- для краткосрочного и долгосрочного планирования, в том числе ресурсов на маркетинг и продажи для освоения заданной емкости и захвата требуемой доли рынка;
- для принятия решений менеджментом (например, о запуске продукта, о приобретении компании);
- при проведении переговоров с инвесторами.
Например, в региональном городе-миллионнике, в небольшом отдаленном районе планируется открыть сеть пекарен. После исследований емкость рынка определена в 3 тыс. покупок в сутки при условии сохранения средних цен. Это означает, что в районе можно открыть две-три пекарни, большее число точек будет неприбыльным. С такой информацией уже можно планировать суммы инвестиций.