РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как и зачем рассчитывать емкость рынка

Менеджмент Инструкции СКБ Контур
Емкость рынка отражает возможный максимальный спрос на товар или услугу за определенный период. Без этого показателя не получится составить стратегию развития компании. О том, как правильно рассчитать емкость, рассказала Любовь Федюшина, эксперт «Контура»

Емкость рынка — это потенциальный объем продаж. Показатель позволяет понять, сколько товаров или услуг могут купить на том или ином рынке. При этом под «рынком» подразумевают ограниченное территориально и по отрасли место продаж. Или группу схожих по критериям потенциальных клиентов, объединенных одной потребностью. Например, рынок турагентства в конкретном городе.

Емкость можно измерять в количестве, объеме товаров либо сумме заработанных денег.

Зачем считать емкость рынка

При определении емкости учитываются разные факторы, включая специфику отрасли, достоверность и полноту источников информации, погрешность расчета. Несмотря на то что параметр емкости приблизительный, вероятностный, он важен:

  • для краткосрочного и долгосрочного планирования, в том числе ресурсов на маркетинг и продажи для освоения заданной емкости и захвата требуемой доли рынка;
  • для принятия решений менеджментом (например, о запуске продукта, о приобретении компании);
  • при проведении переговоров с инвесторами.

Например, в региональном городе-миллионнике, в небольшом отдаленном районе планируется открыть сеть пекарен. После исследований емкость рынка определена в 3 тыс. покупок в сутки при условии сохранения средних цен. Это означает, что в районе можно открыть две-три пекарни, большее число точек будет неприбыльным. С такой информацией уже можно планировать суммы инвестиций.