Материал раздела Основной
Максим Витвицкий и Вера Абатурова
В прошлом большинство компаний имели стойкое убеждение, что роль службы закупок сводится лишь к своевременному обеспечению их необходимыми материалами и услугами при наименьших затратах. Однако в 1980-е многие осознали, что эффективное и системное управление прямыми и непрямыми закупками на стратегическом и операционном уровнях позволяет получать существенную экономию затрат на периодичной основе, а не единоразово.
Стало очевидно, что не все поставщики одинаково значимы для заказчика. Поэтому компании стали классифицировать их по группам, сформированным на основе факторов критичности и материальности, и определять наиболее эффективные стратегии взаимодействия с каждой. Так появилась концепция категорийного управления закупками. С ее помощью компании могут сокращать затраты в течение всего времени владения той или иной категорией товаров, работ или услуг (ТРУ). Для этого нужно применять разного рода стратегии к закупкам необходимых категорий ТРУ и разрабатывать дифференцированные подходы к взаимодействию с разными группами поставщиков. Сейчас эффективное управление взаимодействием с поставщиками — одна из характеристик высокой зрелости функции закупок.
При закупках всегда происходит взаимодействие между заказчиком и его поставщиком или несколькими поставщиками. Оно подразумевает отстаивание противоположными сторонами своих интересов, что не всегда приводит к заключению действительно выгодной сделки для обеих сторон. Для достижения win-win-стратегии или победы без проигравших используется технология «управления взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management, SRM).