Тревожный звоночек: почему Nokia не вписалась в эру смартфонов

Менеджмент Кейсы РБК
Финская Nokia, которая начала с производства бумаги, а потом прославилась «неубиваемыми» телефонами 3310, всегда умудрялась вовремя распрощаться с невыгодным бизнесом и выйти из ситуации победителем. Но в войне за рынок мобильных устройств она проиграла
Фото: Frank Augstein / AP
Фото: Frank Augstein / AP

Компанию, запомнившуюся целому поколению знаменитыми «телефонами-кирпичами», на которых можно было часами играть в «Змейку», сложно обвинить в неповоротливости. На протяжении всей своей истории Nokia не боялась меняться: целлюлозно-бумажные заводы, производство шин, выпуск телевизоров и самых успешных в мире мобильных устройств. Казалось, у компании нет никаких проблем с тем, чтобы развернуться на 180 градусов, пойти в совершенно другом направлении и в итоге добиться успеха на новом рынке. И все же самое успешное подразделение компании, занимавшееся мобильными устройствами и подарившее миру легендарную Nokia 3310, проиграло битву за лидерство. Такой провал нередко объясняют внешними обстоятельствами, неудачным сотрудничеством с Microsoft и даже тем, что последняя намеренно подослала «шпиона», чтобы погубить финскую легенду. Но специалисты утверждают, проблема крылась в самой Nokia, причем зародилась она задолго до прихода топ-менеджеров со стороны.

Через лес к телевизорам

История Nokia началась в 1865 году, когда финский инженер Фредерик Идестам открыл неподалеку от Тампере завод по производству бумаги. А шесть лет спустя он вместе c Леопольдом Мехелином сформировал на основе этой фабрики совместное предприятие под названием Nokia Ab. В 1896 году Идестам отошел от дел, а Мехелин возглавил компанию, которая вскоре также занялась электрогенераторами.