РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Том Сзаки — РБК: «За сколько вы купите килограмм грязи?»

Тара и упаковка Инновации Статьи РБК
Очистить океан от пластика в этом веке не получится. Переработка мусора — путь в никуда: надо менять подход к потреблению. Цены на нефть для экологов важнее, чем инновации. Во всем этом уверен лидер одной из самых известных компаний по переработке отходов
Том Сзаки
Том Сзаки (Фото: из личного архива)

Кто такой Том Сзаки

Генеральный директор и основатель компании TerraCycle, которая производит потребительские товары из отходов. Сзаки запустил бизнес в 2003 году, приобретя за $20 тыс. систему компостирования, которая превращала остатки пищи из обеденных залов Принстонского университета, где он тогда учился, в удобрения с помощью специальных червей. Начав использовать в качестве упаковки для удобрений выброшенные пластиковые бутылки, для сбора которых он привлекал школьников, Сзаки получил первых крупных клиентов — сети Home Depot и Wal-Mart, которые согласились продавать продукты TerraCycle. В 2006 году журнал Inc. назвал Тома Сзаки «лучшим генеральным директором в возрасте до 30 лет». В 2007 году TerraCycle перешла от производства органических удобрений к разработке решений для сбора и переработки упаковки, которую все конкуренты считали безнадежной, — окурков, грязных подгузников, жевательной резинки и т.п. Используя материалы этих видов отходов, TerraCycle производит более 200 видов товаров в партнерстве с такими брендами, как Colgate, Dixon, Gerber, Gillette, Hasbro, PepsiCo, Tide, Schwarzkopf. Компания не только является прибыльной, но и регулярно жертвует на благотворительность (всего $45 млн со времени основания).

«Переработка мусора находится в упадке»

— Какие проблемы стоят перед вашей компанией и всей отраслью переработки отходов?

— Самый большой вызов — макроэкономическая ситуация. Что именно сейчас прибыльно перерабатывать? Мы как бы горные инженеры, исследующие разные виды мусора на их экономическую ценность. Есть три важных момента. Первый — цены на нефть низкие и будут продолжать снижаться, а это значит, что производство нового пластика будет дешевым и переработанный пластик не сможет с ним конкурировать. Второй — страны, которые раньше импортировали мусор — Китай, Индия, Таиланд, — из-за пандемии перестали это делать. Третье — сама упаковка товаров сейчас делается все более сложной: она состоит из нескольких кусков разного пластика и вставок из других материалов, и ее становится труднее перерабатывать. То есть вы должны вложить больше денег в процесс. Все это означает, что переработка мусора сейчас находится в упадке.

— 2020 год начался со всеобщей борьбы за окружающую среду — было много публикаций о мусорном кризисе, люди отказывались пользоваться пластиком. Горькая ирония в том, что в течение следующих месяцев люди забросали мусорные баки одноразовыми масками и перчатками. Если пандемия продлится долго, означает ли это откат в переработке мусора?