Опубликовано 17.11.2020, 12:50
Дмитрий Симоненко
Большинство предпринимателей полагают, что бизнес-план — такая же формальность, как кандидатская диссертация: вроде в ней должна быть научная новизна, но на самом деле она никого не интересует. Важно лишь, чтобы соискатель продемонстрировал знакомство с предметом и умение пользоваться научным методом. Будет ли бизнес-план соответствовать реальности — несущественно, в конце концов, как говорил генерал Хельмут Мольтке, начальник германского генерального штаба во времена Первой мировой войны: «Ни один план не выдерживает встречи с противником». Правда, не лишним будет напомнить, что Германия ту войну проиграла.
Мое понимание термина «бизнес-план» иное. Во-первых, план — это набор четких инструкций, «методичка», которая описывает все компоненты вашего бизнеса и то, как они должны взаимодействовать между собой. Это как руководство по эксплуатации самолета: чем подробнее в нем расписаны все его особенности и характеристики, режимы полета и процедуры управления, тем больше шансов, что вы благополучно взлетите и долетите куда надо.