РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Эрин Мейер — РБК: «Вас уволят из Netflix, если вы не звезда»

Индустрия развлечений HR Статьи РБК
Корпоративная культура самого известного на планете онлайн-кинотеатра агрессивна и маскулинна. Зато там не делают вид, что главное для креативного сотрудника не деньги, а теплая обстановка, и позволяют работникам уходить в отпуск хоть на полгода
Эрин Мейер
Эрин Мейер (Фото: из личного архива)

Кто такая Эрин Мейер

Американский специалист по кросс-культурному менеджменту, профессор французской бизнес-школы INSEAD. Широко известна как соавтор бестселлера «Никаких правил. Уникальная культура Netflix», написанного вместе с CEO Netflix Ридом Хастингсом, пригласившим ее изучать корпоративную культуру самого известного мультимедийного сервиса мира. Эрин Мейер входит в число 30 лучших HR-экспертов мира по версии издания HR Magazine и рейтинг самых влиятельных специалистов по менеджменту Thinkers50. Проводит семинары для Google, Johnson & Johnson, Toshiba, Twitter, KPMG, Deutsche Bank, L'Oréal, ExxonMobil и других компаний. Лучшие практики работы в международных корпорациях Мейер обобщила в книге «Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде».

«Netflix не стремится, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности»

— В книге «Никаких правил» вы говорите, что корпоративный манифест Netflix поразил вас необычайно маскулинной, конфликтной и даже агрессивной корпоративной культурой. Чем уникальны формулы вроде «удовлетворительная работа обеспечивает щедрое выходное пособие»?

— Большинство компаний, по крайней мере американских, делает вид, что сотрудники работают в комфортной, семейной обстановке. При этом где-то в глубине сознания у руководителей присутствует мысль, что иногда кого-то приходится увольнять за плохую работу. Но обычно менеджеры не говорят своим подчиненным, что если те не будут работать необычайно хорошо, то их уволят. Ведь в таком случае сотрудники могут заподозрить, что компания для них никакая не семья. То есть подход Netflix действительно уникален. Мне не встречалась компания, которая была бы со своими сотрудниками настолько честна. В литературе, посвященной лидерству, сейчас модно писать про психологическую безопасность. Авторы утверждают: если ваши сотрудники ощущают безопасность, они сосредоточатся на том, чтобы создавать что-то новое, креативить. А тут перед нами очень инновационная компания, которая при этом ничуть не стремится к тому, чтобы работники чувствовали себя в безопасности.

— В книге вы пишете, что корпоративные ценности, которые официально провозглашают компании, обычно расходятся с реальностью. Почему так происходит?

— Если вы хотите четко сформулировать корпоративную культуру, которая по-настоящему укоренится в компании — что крайне редко происходит, вам нужно формулировать ее в виде альтернатив, а не позитивных утверждений. А компании как раз прибегают к абсолютным позитивным утверждениям вроде «мы ценим уважение, честность и способность здраво рассуждать». С этим не поспоришь. Здесь нет никаких дилемм, нет противоречия. Никто ведь не скажет, что ценит коррупцию или неуважение. А в Netflix, вместо того чтобы отделываться такими неоспоримыми утверждениями, задумались об основных дилеммах, противоречиях, с которыми сотрудники сталкиваются на протяжении рабочего дня. Например, нужно ли фокусироваться на том, чтобы было как можно меньше ошибок, или пусть ошибки происходят, ведь инновации неизбежно сопровождаются промахами? Нужно ли концентрироваться на прозрачности организации или лучше на защите личного пространства работников? Корпоративная культура Netflix указывает сотрудникам, куда повернуть, когда они сталкиваются с той или иной альтернативой. Именно поэтому их культура так шокирует, ведь это компания, которая решилась занять какую-то позицию, вместо того чтобы просто отделываться заявлениями из копилки Капитана Очевидности.