Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 12.11.2020, 13:40

Почему российские агротех-стартапы стремятся за рубеж

Агротех-стартапы вызывают все больший интерес, но инвесторы в РФ пока не готовы вкладываться в них. Как искать поддержку за рубежом, рассказала Валерия Коган, основатель российско-израильского агротех-стартапа Fermata

Ежегодный объем инвестиций в агротехнологии, по данным исследовательской компании AgFinder, достигает $19,8 млрд — это почти 2 тыс. сделок и соглашений. Казалось бы, выгода использования цифровых технологий очевидна: они способны снизить себестоимость производства на 20–40%. Но в России сельхозпроизводители внедряют инновации в три раза реже, чем в Германии и Франции, и в четыре — по сравнению с США. В результате рынок «умного» фермерства в РФ, по расчетам Grand View Research, занимает всего 1,5% от мирового (лидируют Германия, США, Китай и Индия). Несмотря на то что потенциал для развития сельского хозяйства большой, инвестиции для агротех-стартапа найти не так просто.

Почему агротех-стартапы остаются без поддержки в России

За последние пять лет инвестиции в мировой сектор агротехнологий выросли на 250%, но российский рынок агротех-решений лишь переживает период становления, культура взаимодействия с инвесторами еще не устоялась. Показатели очень скромные: за 2016–2017 годы в России были закрыты венчурные сделки на 750 млн руб. — сообщает фонд «Агротех» («Сколково — венчурные инвестиции»). Для сравнения: только британский стартап Hectare Agritech, который создал приложение для «знакомства» коров, привлек инвестиций для его разработки на 3 млн фунтов стерлингов (300 млн руб.). Система создана исключительно для британского рынка и содержит данные о животных с 42 тыс. ферм по стране.

Основная причина столь низкой поддержки стартапов в России — в том, что это направление лишь начинает развиваться.