РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Доверие, уязвимость и ускорение: как пандемия изменила лидерство

Менеджмент Статьи Deloitte
Во время кризиса, вызванного пандемией, ценность доверия возросла. Это заметно как в масштабах всего общества, так и в работе проектных команд. Эксперты «Делойта» рассказали, как лидеру заслужить доверие и почему при этом он становится уязвимым

Надежность как актив

Доверие — это признание своей уязвимости и зависимости от действий других людей. При этом мы осознаем, что можем пострадать, но верим в их добрые намерения. Доверие не статично, это ежедневный выбор.

Неверно считать доверие абстрактным понятием. Рассмотрим этот механизм как обмен ценностями на примере валюты. Банкнота в €20 сама по себе всего лишь кусок бумаги. Но в процессе обмена она может стать чем угодно — от обеда до подарка на день рождения. Так же работает и доверие, это актив.

Как любой актив, доверие ценится, когда его инвестируют. Так, исследование, проведенное учеными из Гарвардской бизнес-школы, показало, что баскетбольные команды, которые доверяли своим тренерам, выиграли на 7% больше матчей, чем те, которые не относились к тренеру с доверием. В бизнесе компании, которые вызывают доверие, имеют в 2,5 раза больше шансов стать высокоприбыльными, чем те, которым не доверяют. К таким выводами пришли американские исследователи Стивен Кови и Дуглас Конант.

Однако валюта может и обесцениться. Неспособность адекватно реагировать на вызовы приводит к ослаблению бренда. По данным «Делойта», 85% клиентов при прочих равных выбирают бренды, которым они доверяют, а сотрудники, которые верят своему работодателю, гораздо более мотивированы.

Не играйте в одни ворота

Лидеры часто думают: «Если сотрудники доверяют нам, то будут следовать за нами и верить в нашу миссию». Но этот подход предполагает, что отношения зависят только от одной стороны и что лидеры никогда не чувствуют себя уязвимыми.