РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Ирина Антюшина

Молчать или кричать: каким должен быть бренд в мире новой этики

Маркетинг Статьи Unilever
Этика стала «новым черным» в бизнес-сфере — сразу после всеобщего тренда на устойчивое развитие. Однако не все в полной мере понимают, как использовать этот инструмент в корпоративной культуре и внешней коммуникации бренда. Разберем основные ошибки
Фото:Eric Thayer / Bloomberg
Фото: Eric Thayer / Bloomberg

Неэтичные проблемы бизнеса

Как правило, эти корпоративные документы регламентируют основы повседневной деятельности бизнеса, которые касаются взаимоотношений между сотрудниками, взаимодействия с деловыми партнерами, защиты информации, конфликта интересов, противодействия коррупции и других сфер.

На мой взгляд, с этическими кодексами существует несколько ментальных «ловушек».

  1. Многие из них охватывают направления, которые уже и так находятся в рамках законодательного регулирования, и потому зачастую выдают обязательное за добрую волю компаний (однако все зависит от каждого конкретного документа).
  2. Даже в тех компаниях, где кодексы включают максимальный перечень сфер, которые позволяют сотрудникам в теории стать эдаким «образцом» делового человека, на практике все может закончиться банальным формализмом: проставлением галок в квадрате «Я согласен», когда наступает очередная ежегодная процедура подтверждения приверженности кодексу, или прохождением серии тренингов, напоминающих сотрудникам, из чего же этот документ все-таки состоит.

О чем здесь речь? О том, что любые этические принципы работают как нельзя лучше, если им следуют на практике (в первую очередь топ-менеджеры компании) и если они являются частью реальной корпоративной культуры. Если сотрудники видят, что руководство этими гордо транслируемыми ценностями в действительности пренебрегает, у них может возникнуть вполне справедливый вопрос: «Почему им можно, а нам нельзя?»

О каком уважении, достоинстве и справедливом отношении могут рассуждать предприятия, в которых, например, по-прежнему существуют раздельные столовые для сотрудников производства и для высшего руководства? Один мой знакомый рассказывал о том, как его пригласили на собеседование в известную крупную компанию. Не успел он получить пропуск на ресепшен, как его глазам предстало своеобразное зрелище: лифты для обычных сотрудников и гостей и специальные лифты для руководства, которые находились в разных местах. Нужно ли говорить, что до интервью дело так и не дошло?

Еще одна проблема состоит в том, что кодексы в своем стремлении зарегулировать каждый аспект жизни своих сотрудников загоняют корпорацию в двусмысленную ситуацию. В этом контексте хотелось бы вспомнить кейс компании McDonald’s, глобальный совет директоров которой уволил гендиректора Стива Истербрука из-за отношений с одной из сотрудниц.