Материал раздела Основной
Эпидемии и судоходство были тесно связаны на протяжении всей истории человечества. Так, слово «карантин» появилось в XIV веке в Венеции. Тогда так называли 40-дневный период, в течение которого моряки не могли покидать прибывший в город корабль, если на борту были заболевшие чумой. Сегодня это слово можно услышать повсюду: жертвами COVID-19 стали не менее 1 млн человек. Пандемия привела к глобальному экономическому кризису и снижению торговой активности по всему миру. Ожидалось, что тяжелые времена наступят и для рынка морских грузоперевозок (на них приходится 90% всех грузовых перевозок — в прошлом году совокупный контейнерооборот составил 11,9 млрд т, или 1,6 т в расчете на человека), тем более что финансовые показатели в отрасли никогда не были стабильными. Настолько резкого сокращения объемов торговых операций не было со времен мирового финансового кризиса 2007–2009 годов. Тогда операторам грузовых судов пришлось нелегко. По прогнозу брокерской компании Clarksons, объем морских перевозок в 2020 году должен снизиться на 4,4%.
Однако судьба оказалась благосклонна к судоходным компаниям. Операторам нефтяных танкеров и балкеров (сухогрузы, предназначенные для перевозки грузов навалом. — РБК Pro), которые перевозят железную руду, уголь и зерно, удастся получить прибыль по итогам 2020 года. Этот год сложился удачно и для владельцев контейнеровозов, транспортирующих потребительские товары и комплектующие изделия. Морские перевозки — это отрасль, где, по словам Мартина Стопфорда из Clarksons, компании «едва сводят концы с концами и могут сорвать куш, только если сильно повезет». Нынешний год, безусловно, относится ко второму случаю, что удивительно при нынешних обстоятельствах.