Финансовая модель ИT-стартапа: леопардовые лосины и хождения по цепи
Писатель Виктор Пелевин, рассуждая о том, чем блатная феня отличается от обыденного языка, заметил, что особенность «базара» в том, что за каждым его изгибом и поворотом скрываются жизнь или смерть. Точно так же за каждым нюансом финансовой модели скрывается успех или крах предприятия. Здесь тоже важны понятия — только математические. Они позволяют структурировать интуитивное видение будущего и понять, какие решения приведут тебя к жизни, а какие — к смерти.
Некоторые начинающие предприниматели искренне полагают, что финансовая модель стартапа нужна исключительно для того, чтобы пустить пыль в глаза инвесторам: все равно же пальцем в небо — кто его знает, как оно сложится в реальности; это не рабочий документ, а часть презентации; данных для анализа все равно недостаточно, мы же только начинаем.
Потому составление финансовой модели будущего предприятия отдается на откуп бухгалтеру, а за неимением бухгалтера — помощнику или секретарю. Секретарь по-быстрому нагугливает основные термины и сокращения (вроде AVPR, MMR, SG&A, COGS, VAT и т.д., и т.п.), затем прибавляет к запросу словосочетание «формула расчета» — и копирует формулы в Excel или Google Sheets. Потом к модели приклеивается пара-тройка красивых графиков и получается убедительная презентация: мы использовали unit-анализ, у нас даже retention посчитан! Однако за модной терминологией и формулами из Google стоит математика. И иногда платоновская вселенная вечных математических истин начинает стартапера немножко троллить.